Экстремистские намеки

Книгу публициста из «Яблока» могут признать экстремистской, писателя – посадить, а партию – закрыть

Вчера Басманный суд Москвы начал рассмотрение дела по признанию экстремистской книги «Нелюбимая страна» члена партии «Яблоко» Андрея Пионтковского. Это сборник ранее опубликованных статей с критикой власти.

Басманная прокуратура представила суду два исследования, на которых основывает обвинение. Одно – из краснодарского ГУВД, второе – от профессора Московского государственного областного университета Татьяны Шульги. Эксперт обнаружила призывы к насилию и уничижительные высказывания по отношению к лицам «еврейской, американской, русской и других национальностей» в словосочетаниях «возбуждение расовой и национальной розни» и «козлы позорные». Первое – цитата из закона об экстремизме, объяснил Пионтковский, а слово «козлы» прозвучало из уст персонажа.

Представитель прокуратуры в суде отказалась уточнить, какие именно высказывания и почему сочтены экстремизмом.

Защитить писателя пытался депутат Госдумы от КПРФ Андрей Кондауров. Он заявил, что возможный запрет книги ограничит его право на получение информации. Но судья Светлана Климова запретила «оказывать давление на суд» и участвовать в процессе.

Защита настаивала на прекращении дела за недостаточностью доказательств. В ответ прокурор предложила оценить книгу по всем пунктам, определяющим экстремистскую литературу, упомянув и такой, как оправдание военных преступлений с целью уничтожения этносов. Судья постановила приостановить процесс на время проведения экспертизы в Российском федеральном центре судебных экспертиз при Минюсте.

Политическим и прецедентным назвал суд Пионтковский. Он связывает происходящее с оппозиционностью «Яблока»: если суд признает его работы экстремистскими, «Яблоко» не сможет участвовать в выборах, а ему может грозить до 15 лет тюрьмы. Власть хочет усмирить оппозиционеров, чтобы те «не высовывались», считает политолог Юрий Коргунюк. По его словам, литературу признавали экстремистской и раньше, но в основном исламистскую. После принятия новых антиэкстремистских норм это первое подобное дело.-