Конкурентоспособность: Мирная революция


Качество жизни в любой стране сегодня определяется уровнем доходов населения, состоянием автомобильных и железных дорог, аэропортов, вокзалов, школ и больниц, развитостью торговой и телефонной сети, доступностью и качеством образования и медицинских услуг. А также ситуацией с инфраструктурой для предпринимателей – тех, кто готов рисковать и создавать новое.

С этой точки зрения России в ХХI в., чтобы отвечать современным вызовам, стать одним из локомотивов развития человеческой цивилизации (чего так хочет одержимая геополитическими амбициями элита и часть тоскующего по советской имперской мощи населения), сохранить свою территорию и качественно улучшить уровень жизни большинства людей, предстоит совершить настоящую инфраструктурную революцию. Причем время для этой революции крайне ограничено. Конкурентоспособность многих государств, в частности соседнего с Россией Китая, резко возрастает, а самой России пока не удается преодолеть тенденцию к сокращению численности населения при крайне запущенной инфраструктуре на большей части своей территории. Если не предпринять радикальных и глубоко продуманных действий в ближайшие годы, Россия рискует стать страной существующих лишь за счет проедания углеводородных – не возобновляемых! – ресурсов. А в случае если передовые государства сумеют найти приемлемую альтернативу нефти и газу, и вовсе оказаться государством третьего мира.

Именно поэтому в России наконец сформулирована на высшем государственном уровне задача перехода от сырьевой экономики к инновационной. Эта задача – не просто правильная, а единственно правильная для развития страны – требует принципиальных изменений в работе чиновников всех уровней. Решить ее можно только солидарными конструктивными усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей, крупного, среднего и малого бизнеса, всех граждан страны, стремящихся жить в России и зарабатывать в ней честным трудом достойные деньги. И никак иначе. Только одной воли государства или одного желания бизнеса тут недостаточно.

Но бизнес не станет по-настоящему эффективным партнером государства в инфраструктурной революции, если сохранится нынешняя ситуация с инфраструктурой самого бизнеса. Особенно актуальна эта проблема для малого и среднего бизнеса, у которого нет денег и связей, чтобы обзаводиться собственной инфраструктурой.

Сегодня наиболее актуальной для малого бизнеса является проблема доступа к производственной и офисной инфраструктуре. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие малого инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, так и успешно функционирующие предприятия.

В целом по России 76% бизнесменов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность; 42% – помещения в аренду – таковы результаты исследования, проведенного организацией «Опора России» и ВЦИОМ.

Основные проблемы, связанные с получением помещений в аренду, – высокая стоимость (на это жалуются 45% респондентов) и недостаток информации о самих помещениях, жесткие условия оплаты и резкое, чрезмерное увеличение арендной ставки (61%). Административные барьеры также остаются серьезным препятствием.

Для принципиального обновления российской инфраструктуры вообще и инфраструктуры для бизнеса в частности принципиально важно наладить генеральное планирование, в корне отличающееся от советской плановой экономики, где Госплан пытался расписать поштучно номенклатуру из миллиардов изделий – от пуговиц до газовых турбин.

Уже два года исполнилось национальному проекту «Доступное жилье». Тем не менее в настоящее время на рассмотрении в Министерстве регионального развития России представлены схемы территориального планирования только 11 регионов (Астраханская, Липецкая, Московская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Смоленская, Тверская области, Республики Карелия и Марий Эл). Причем практика рассмотрений и согласований показала, что уровень соответствия схем территориального планирования регионов действующему градостроительному законодательству достаточно низкий. Только четыре из рассмотренных схем планирования получили одобрение.

Очевидно, что региональные власти в тесной и постоянной координации с властями федеральными должны решать, где, когда, сколько и какого жилья будет построено, где разместятся социальные объекты и кто их будет строить, финансировать и т. д. Где строить новые города и как развивать существующие. За счет чего создавать рабочие места в регионах, где их не хватает. Что делать с хронически депрессивными территориями. В России должен появиться специальный орган, занимающийся инфраструктурной политикой в масштабах страны. Будем откровенны, сейчас ни Министерство экономического развития, ни Министерство регионального развития таковыми не являются – у них другие задачи.

Вот показательный пример – подключение строящихся объектов к электросетям. Сегодня это для бизнеса и дорого, и долго, и юридически запутанно. Это отбивает у людей охоту строить магазин «шаговой доступности» или хлебопекарню или кафе. Возможно, вскоре мы найдем конструктивные выходы из этой проблемы, в том числе и при участии представителей РАО. А кто в стране отвечает за развитие электроэнергетики в целом? Кто из субъектов РФ планирует сегодня, исходя из своих схем территориального развития территорий, что будет построено и в каком объеме совместно с представителями РАО ЕЭС? И рассчитывать на то, что только представители РАО обязаны заниматься планированием, в корне неправильно. Так как они должны составлять и реализовывать свою инвестиционную программу, исходя из программы развития конкретной территории, и понимать, сколько драгоценных киловатт и в какие сроки необходимы конкретному региону или муниципалитету. Та же картина и по дорожному строительству, и по газу, и по воде, и по связи.

Один из активно использующихся в мировой практике способов развития инфраструктуры в интересах среднего и малого бизнеса – создание техно- и промышленных парков. Что же мы видим в России? Правительство уже два года дает поручения министерствам и ведомствам «разработать и внедрить», но движения по этим программам нет.

Поэтому сегодня нужна площадка для постоянного и качественного диалога всех уровней власти и бизнеса в решении задач инфраструктурной революции, сопоставимой по масштабам с научно-технической революцией второй половины ХХ в. Такой площадкой мог бы стать, например, совет при президенте по инфраструктурной политике. Можно попытаться создать и министерство инфраструктуры. Суть не в статусе органа, а в его функциях. Он не должен быть ни декоративно-совещательным, ни бюрократическим.

Смысл работы такого органа – выработка стратегии и формирование практической политики в области развития инфраструктуры в Российской Федерации. Он должен содействовать разработке законодательной базы для реализации инфраструктурных проектов общефедерального, регионального и муниципального масштабов и контролировать реализацию таких проектов.

Задачи, о которых идет речь, не исчерпываются предвыборными циклами или рамками ограниченных во времени национальных проектов. Сейчас стало модным (и это правильная мода) министерствам и ведомствам писать стратегические программы развития вверенных им сфер на 10–20 лет вперед. Но все эти программы так и останутся утопиями без инфраструктурной поддержки – строительства жилья, промышленных площадок, прокладки транспортных коммуникаций, электросетей и сетей связи. Только комплексная инфраструктурная политика вместе с соответствующей законодательной базой создаст условия для развития малого и среднего бизнеса в России до уровня, на котором он работает в наиболее сильных экономических державах мира. И тогда уже развитая инфраструктура бизнеса вместе с государством как заказчиком будет создавать развитую инфраструктуру населенных пунктов.