«План Путина» вне конкуренции

Масштабной наружной рекламе «Единой России» другие партии противостоять не могут

Мнение эксперта. Михаил Виноградов

Генеральный директор Центра политконъюнктуры. Эффект наружки. Монополия «Единой России» на рынке рекламы не принесет ей дополнительных голосов. Такие щиты действуют на два типа избирателей – на тех, что уже определились с выбором и укрепились в своем мнении о лидерстве «Единой России», и на тех, кто за выборами совсем не следит. Партия достигла своего потолка популярности. Новые же люди, идущие голосовать, часто настроены критически к власти, и для получения их поддержки нужны более тонкие шаги.

С конца августа по всей стране висят билборды «План Путина – победа России», «Единая Россия» – партия Путина». Единороссы разместили порядка двух с лишним тысяч таких щитов, говорит руководитель центрального исполкома Андрей Воробьев.

В Саратовской области уже около месяца висит примерно 80 щитов «Единой России». «После подписания указа о дате выборов облизбирком разослал всем партиям письма с требованием снять все рекламные щиты. Однако почему-то щиты «Единой России» остались», – говорит Дмитрий Сорокин, отвечающий в обкоме КПРФ за предвыборную агитацию. По мнению начальника отдела агитации реготделения «Единой России» Виктора Токарева, партия не нарушает закон, поскольку не призывает на щитах голосовать за партию, реклама является социальной.

Сейчас, пока не сформированы избирательные фонды, нельзя размещать наружную рекламу лишь с прямыми призывами голосовать «за» или «против», а также ту, что формирует положительное отношение к субъекту агитации и побуждает к голосованию, разъясняет член Центризбиркома Игорь Борисов.

Но другим партиям разместить наружную рекламу не удается. Агентства отказывают, ссылаясь на неопределенность с законом о рекламе, говорит источник в реготделении эсеров. Такие отказы приходят и коммунистам, добавляет Сорокин. Представитель РА «Спектр» подтвердил, что агентство не принимает от партий политическую рекламу, поскольку это противоречит закону. На вопрос, почему же висят щиты «Единой России», он ответил, что они уже снимаются по требованию самой партии. Действительно, мы попросили агентства временно снять щиты до формирования избирательного фонда партии, говорит Токарев.

Похожая ситуация в Ростовской области. По словам представителя реготделения «Единой России», в Ростове у партии около 50 рекламных щитов и 20 растяжек. Коммунистам разместить наружную рекламу не удалось, говорит первый секретарь ростовского обкома КПРФ Виктор Коломейцев. В частности, агентство «Навигатор-сервис» первоначально согласилось это сделать, но позже прислало письменный отказ «в связи со сложной административной ситуацией, которая сопровождает выборы».

В Самарской области висит 100 щитов единороссов, говорит представитель реготделения. Были щиты и у СПС, но прокуратура обязала их снять. Как пояснила пресс-секретарь облпрокуратуры Валентина Калгатина, щиты СПС были сняты из-за жалобы на них, а в отношении «Единой России» жалоб не поступало.

В Москве, по словам члена центрального совета «Справедливой России» Александра Морозова, отказывается размещать билборды эсеров крупнейшее агентство News Outdoor Russia. Его владелец Сергей Железняк участвовал в праймериз московских единороссов – предполагается, что он войдет в городской предвыборный список. Директор по корпоративным коммуникациям этого агентства Наталья Семина говорит, что некоторым партиям не удалось провести рекламную кампанию в связи с отсутствием свободных площадей: «Осень – сезон клиентского спроса, и партиям необходимо было еще весной резервировать места, что и сделал аппарат «Единой России».

В разных регионах ситуация с административным ресурсом разная, говорит Морозов: «Есть главы регионов, которые негласно дают распоряжение не давать рекламу, кроме «Единой». По его мнению, Саратов и Ростов относятся к таким типам регионов, в Самаре же ситуация проще. Но и там эсеры не спешат следовать примеру единороссов, опасаясь санкций со стороны контролирующих органов.

Коммунисты вообще ни одного билборда не разместили, утверждает источник в центральном аппарате партии: и закон запрещает, и дорого, и рекламные компании не дают разместить агитацию под предлогом, что место занято.