В Анапе секс есть

Фильмы из бывших союзных республик обошли Россию в конкурсе острых ощущений

Завершился 16-й Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Сохраняя за собой имя «Киношок», этот фестиваль давно уже ищет свой интерес не в скандале и не в эпатаже. Он патрулирует постсоветское пространство, выслеживая там ростки кинематографической жизни и по осени собирая их в букет. Тем не менее из его программ не исчезли фильмы, способные стать испытанием на терпимость.

В этом году таких фильмов было два. Оба они сняты женщинами и про них же. Первый – про женщин, обходящихся без мужчин, второй – про женщин, доминирующих над мужчинами. «Моя счастливая семья» Екатерины Харламовой из конкурса «Кино без пленки» портретирует лесбийскую пару, чья мечта – иметь ребенка. «Женщины сверху» Алены Полуниной из того же конкурса рассказывают о том, как состоятельные дамы покупают себе мужчин и что такое эти мужчины-покупки. Первый фильм нежен, второй саркастичен, оба вполне увлекательны.

Эти две картины задали фестивалю настрой, который, как выяснилось, учло жюри главного конкурса под председательством Юрия Полякова, – не зря же в текстах этого писателя сексуальной стороне жизни уделяется изрядное внимание.

Главный приз «Золотая лоза» жюри присудило «Заклинанию греха» известного литовского режиссера Альгимантаса Пуйпы. Его новый фильм своей откровенностью, неоднозначной связью двух женщин и присутствием в сюжете психоаналитика родствен «Вдоху-выдоху» Ивана Дыховичного, но исполнен строже. Режиссер-аналитик Пуйпа скрещивает судьбы двух женщин, запутавшихся в сексуальных и психологических сюжетах своей жизни. Эмоции находят выход в сексуальных сценах, снятых весьма яростно для горячего балтийского кино. А если еще учесть, что один из вовлеченных в сюжет мужчин парализован, другой – детский патологоанатом, а третий – священник, то можно смело утверждать: в «Заклинании греха» есть полный набор формальных предпосылок для победы на фестивале с таким названием. Кроме всего прочего, это еще и просто достойный образец камерной психодрамы в духе «Пианистки», хотя и не ее класса, конечно же.

Латвийская «Монотонность» о рижском житье юной провинциалки выглядит много скромнее, но достоинств у нее не меньше. А ориентиром для режиссера Юриса Пошкуса почти наверняка служило новое румынское кино, где поток жизни подвергается с виду незаметному, но очень жесткому художественному контролю и отбору. А может, Пошкус самостоятельно идет в ту же сторону. В любом случае его уже поощрили призом в конкурсе «Перспективы» на Московском кинофестивале, а теперь и Анапа премировала его за режиссуру.

Лучшим актером признали Назима Туляходжаева, украсившего неровную узбекскую «Юрту», а за лучшую женскую роль наградили московскую актрису Марину Полицеймако, сыгравшую престарелую мать пожилой дочери в украинском фильме «У реки». Эту награду можно считать единственным, пускай и косвенным, комплиментом российскому кино. Психологическая драма Ларисы Садиловой «Ничего личного» так же, как и на ММКФ, осталась в Анапе без наград. Проигнорировало жюри и байопик Сергея Бодрова-старшего «Монгол», который и вправду в этом конкурсе выглядел дико – не к месту наряженным слоном в лавке рукотворной посуды.