Сдавайте ваших тараканов

Сотрудники российских компаний активно пользуются услугами корпоративного психотерапевта, но стесняются признаться, что им требуется такая услуга

Недавно в редакционной рассылке нашего издательского дома появилось объявление о приеме психотерапевта в офисе – в рамках предоставляемой компанией «Ингосстрах» программы ДМС. Объявление вызвало живой интерес и приступ веселья у сотрудников. Желания посетить специалиста никто не высказал.

А несколько десятков опрошенных сотрудников российских компаний признались, что посещение корпоративного психотерапевта для них неприемлемо. «Работа с психотерапевтом подразумевает большую степень открытости. И мысль о том, что сказанное на приеме узнает кто-то третий, а уж тем более начальство, вгоняет меня в ступор», – откровенно признается редактор издательства «Крылов» (Санкт-Петербург) Наталья Казимирчик.

«Мне страшно, что информация обо мне станет известна руководству или коллегам, что коллеги подумают: вот, зачастила к доктору, ну и что специалист может не подойти. Словом, сплошной напряг», – резюмирует директор PR-департамента компании R&I Group Елена Плюснина.

«В 2002 г. я работал в компании «Имидж.ру» (магазин компьютерной техники, интернет-кафе и фотоцентр), – вспоминает системный администратор Михаил Белов. – Однажды начальство отправило всех сотрудников компании на психологическое тестирование, по результатам которого двух человек уволили».

Приватная услуга

«В нашей компании сотрудники регулярно участвуют в тренингах, а во время испытательного срока проходят собеседование со специалистом по внутренним отношениям – это эффективная процедура, помогающая понять мотивацию будущего сотрудника и построить с ним правильные отношения», – рассказывает HR-директор ИД Gameland психолог Михаил Степанов. После собеседования эксперт предоставляет заключение непосредственному начальнику соискателя, и тот принимает окончательное решение – брать сотрудника на работу или нет.

А вот консультирование сотрудников по личным проблемам и за счет компании в Gameland не принято. «Мы можем порекомендовать сотруднику специалиста для обращения в частном порядке и за пределами офиса», – рассуждает Степанов. «В России не всегда эффективно принимать клиентов по месту их работы», – соглашается психотерапевт Иван Кириллов, который уже восемь лет является российским провайдером программы EAP (Employee Assistance Program), или программы помощи сотрудникам. EAP возникла в США около 35 лет назад для помощи страдающим от алкоголизма и наркомании, потом расширилась до психологического, психотерапевтического, юридического и финансового консультирования. Сейчас она очень популярна в США, Канаде, Франции, Великобритании. «В крупных компаниях есть эта программа, – подтверждает аналитик компании EDS (Великобритания) Татьяна Кузина. – Мой начальник после развода сам прошел несколько сессий у терапевта».

Дело житейское

«Люди считают, что к психотерапевту надо обращаться, когда уже случилось что-то страшное, – комментирует Кириллов, – а ведь страшного можно избежать, если обращаться за помощью с текущими жизненными трудностями. Например, банальное выяснение отношений с супругой может сильно и надолго отвлечь человека от работы».

По признанию Кириллова, EAP до последнего времени в России клиентами программы были лишь крупные западные компании, которые подписывали на нее сотрудников-экспатов. «В этом году начали подписывать на EAP и российских сотрудников», – рассказывает Кириллов. Клиентов он не раскрывает, лишь сообщает, что это крупные нефтяные и индустриальные компании. В Москве их три. По оценке Кириллова, число подписанных на программу EAP сотрудников российских компаний дойдет в этом году до 1500 человек. Средняя стоимость EAP в России – 300 евро на человека в год.

«В компаниях, где работает более 500 человек, реальная финансовая выгода от EAP составляет 11%», – утверждает Максим Гончаров, кандидат медицинских наук, директор ООО «Центр позитивной психотерапии», провайдер программы EAP на Дальнем Востоке.

хотят, но стесняются

«Впервые услуга «прием психотерапевта в офисе» была запрошена нашим клиентом, компанией, занимающейся финансовым консультированием, около трех лет назад, – рассказывает начальник управления по работе с корпоративными клиентами компании «Ингосстрах» Наталья Савичева. – Сейчас три наших клиента имеют такую опцию, и все три – с числом сотрудников свыше 1000 человек».

Один из них – ИД «Индепендент медиа», у сотрудников которого объявления о приеме психотерапевта каждый раз вызывают приступ веселья. Корпоративного психотерапевта ИД Огультач Ахмедову подобная реакция не смущает: «Я успеваю принять лишь мизерную часть желающих и просила руководство увеличить число приемов».

Будет бум

На вопрос, сотрудникам каких именно компаний психотерапевт показан особенно, Ахмедова, не задумываясь, отвечает: «Таким, как ваша». «Всем», – еще более категоричен Кириллов. Степанов, совмещающий работу HR-директора Gameland с управлением собственной компанией UpVision (психологическое консультирование в бизнесе), утверждает, что интерес к корпоративной психотерапии за последние три года вырос в пять раз.

«В России скоро начнется настоящий бум корпоративной психотерапии, – уверен Кириллов. – По данным ВОЗ, 80% людей, обратившихся к врачу общей практики, нуждаются в услугах психотерапевта».

Но не все разделяют эту точку зрения. «У нас в компании работал психолог, – рассказывает директор по маркетингу компании «Форекс клуб» Алексей Павленко. – Потом мы поняли, что он нам не нужен, и заменили его ежемесячными корпоративными вечеринками. На них мы активно отдыхаем: играем в пейнтбол, катаемся на картинге, летаем на воздушном шаре. Русским людям вместо психолога нужен экстрим и, разумеется, выпить», – такой вывод делает Павленко.

Кому это полезно

В первую очередь помощь корпоративного психотерапевта показана тем, на ком лежит огромная ответственность: летчикам, водителям, говорит российский провайдер программ EAP Иван Кириллов. Во-вторых – тем, кто работает с людьми. В-третьих – сотрудникам консалтинговых и аудиторских компаний, чья работа стоит больших денег и связана с серьезным стрессом. По подсчетам Кириллова, в России услугами программ, аналогичных EAP, пользуются не больше 3% сотрудников, тогда как на Западе эта цифра достигает 10%.