Дизтопливо подорожало до рекорда

Но розничные потребители этого пока не замечают

В минувший вторник оптовая цена дизельного топлива на Володарской нефтебазе, покрывающей более половины потребности Московского региона, вышла на рекордный уровень 17 800 руб./т. Это самая высокая цена за всю историю рынка, говорит Герман Чеботарев из трейдерской компании «Алгоритм. Топливный интегратор». Лишь в октябре 2005 г. цена 17 000 руб./т продержалась две недели, после чего пошла вниз, вспоминает он.

С начала года оптовая цена на дизтопливо в регионе почти не менялась и находилась на уровне примерно 14 500 руб./т. По данным Чеботарева, активный рост начался 12 сентября, когда она подскочила до 15 000 руб./т. 14 сентября было уже 16 000 руб./т, 25-го – 16 950 руб./т, после чего за ночь цена выросла еще на 850 руб. Это подтверждает совладелец одной из московских сетей АЗС. По его словам, за последние пять дней продукт подорожал на 2000 руб./т и, если так пойдет и дальше, цена в рознице тоже вырастет.

Похоже, такая напасть постигла только Москву. В среднем по России цены росли, но гораздо более умеренно. По данным исследовательского центра «Кортес», за вторую неделю сентября они поднялись с 14 552 до 14 605 руб./т, за третью – до 14 883 руб./т и за половину четвертой – до 15 166 руб./т.

Рост цен в Москве происходит на фоне весьма ощутимого дефицита топлива, объясняет Чеботарев. По его словам, главная причина в том, что Московский НПЗ (МНПЗ) в сентябре резко сократил прокачку дизтоплива на Володарскую нефтебазу для московского рынка. Снизил поставки и Рязанский НПЗ, говорит участник московского розничного рынка. Об отсутствии у большинства трейдеров свободных объемов дизельного топлива говорит и аналитик центра «Кортес» Людмила Лурье. По ее мнению, цена 17 800 руб./т – не предел, некоторые продавцы в столичном регионе подняли ее до 18 500 руб./т. Одной из причин дефицита, по ее мнению, может быть стремление производителей экспортировать в сентябре максимальные объемы, поскольку с октября до рекордного уровня поднимаются вывозные пошлины.

Но Чеботарев считает, что нынешние запредельные цены уже не могут объясняться оголением внутреннего рынка. По его подсчетам, равнодоходная с экспортными поставками стоимость дизтоплива на московском рынке не должна превышать сегодня 16 000 руб./т. И даже в условиях трехнедельного отсутствия достаточных объемов прокачки с МНПЗ уровень справедливой цены на дизтопливо должен быть не выше 16 500 руб./т, заключает трейдер.

Пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев уверяет, что все заявки с московского рынка удовлетворяются в полном объеме. Объемы переработки нефти в сентябре не снизились, вторит ему представитель МНПЗ. Но сказать что-либо о направлениях поставок он затруднился.

Дизтопливо подорожало потому, что только на нем сейчас можно увеличить заработки, полагает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Но рост оптовой цены не отразится на рознице, прогнозирует он: по дизелю накопился большой запас розничной маржи. По бензинам маржа на пределе, поэтому любой рост в опте сразу повлечет удорожание на бензоколонках .