Им, мужикам, одного надо

Из России накатывает волна феминистского кинематографа, способная захлестнуть даже Европу. На гребне волны – лидер направления Лариса Садилова

Фильм «Ничего личного» был одним из трех наших, отобранных в конкурсную программу последнего Московского кинофестиваля. И явно укрепил славу Садиловой как уникального представителя современной режиссуры. Некогда поддержанной главным призом авторитетного Роттердамского кинофестиваля (за фильм «С любовью, Лиля»).

«Ничего личного» принято сопоставлять с таким еврохитом, как «Жизнь других». Похожесть, однако, формальная. В обоих случаях есть персонаж, который шпионит за частным лицом. В первом случае – во времена ГДР – он агент «Штази», который подслушивает за писателем, потенциальным диссидентом. Во втором, в случае Садиловой, он сотрудник провинциального сыскного агентства, который подсматривает за девушкой по заказу любовника-ревнивца. Фокус, однако, в том, что ревнивец – еще и остолоп. Перепутал номер квартиры, так что тайные камеры видеонаблюдения установили не у той. А не у той, которая тоже молодая, явный жизненный кризис из-за поруганной любви. Наблюдающему за ней шпиону за пятьдесят, и поначалу кажется, что он продолжает слежку за женщиной (уже уяснив, что она не та) отчасти по-отечески – из сострадания и боязни, что та может наложить на себя руки.

Потом думаешь, что шпион влюбился в свою незаказную поднадзорную. Тайком от жены и под благовидным предлогом (женщина кое-что распродает) он начинает с нею встречаться. Понятно, не признаваясь в том, что он способен наблюдать за ней на экране монитора.

Однако шпион, изображаемый Валерием Бариновым (женщину играет Зоя Кайдановская), ищет лишь необременительных приключений на стороне. Отнюдь не заботясь о том, что очередное любовное разочарование может добить женщину окончательно.

«Ничего личного» по жанру – психологический детектив. Но по идеологической сути – жесткий фильм на тему, что все мужики – сволочи. Понятно, что именно у Ларисы Садиловой такая мысль отнюдь не случайна. Садилова семимильными шагами идет к тому, чтобы стать лидером общеевропейского кинофеминизма.

Страной кинофеминизма является Франция, где на редкость много режиссеров-женщин. Именно Франция породила Катрин Брейя, автора «Романса X» и «Порнократии», едва ли не самого неподцензурного режиссера наших дней. Садилова постепенно обретает славу российской Брейя, хотя не позволяет себе сцен на грани «трех иксов», свойственных феминистскому искусству и в кино, и в литературе, и в арте. Как и Брейя, она способна снять и картину о том, что страшнее женщины зверя нет.

Такой была ее недавняя «Требуется няня», сюжетная обманка в которой строилась именно на том, что знатоки ожидали от Садиловой про-, а не антиженский фильм. В любом случае пример Садиловой лишний раз убеждает в том, что кино у нас сейчас донельзя разное.