Жертвы Коко

Выставка «Шанель. По законам искусства» превратила музей в бутик, картины – в аксессуары

Коко Шанель – великая революционерка моды. Именно она превратила мрачную униформу продавщиц, горничных и монахинь в универсальное маленькое черное платье, стала использовать бельевой трикотаж как материал для одежды, одна из первых сняла корсет, остригла волосы и стала носить бижутерию как драгоценности, впервые придумала сложносочиненные духи, выпустив их под своей фамилией со счастливым для нее номером 5.

Избежать этих знаний трудно, об этом много лет неустанно пишут глянцевые журналы и рекламоносные приложения газет, об этом твердят в телевизоре. Коко Шанель – такая же легенда последней русской революции, открывшей россиянам радости активного потребления, как Роза Люксембург – Октябрьской.

О героях-революционерах принято говорить с пафосом, тем более о героях моды. Пафос – двигатель продаж, только сильно воодушевившись, можно продать платье по цене месячной зарплаты рядового менеджера, только говоря о моде поэтически, можно заставить женщину менять гардероб четыре раза в год. И именно пафос мешает созерцать виртуозно выстроенную выставку «Шанель. По законам искусства», открытую в Пушкинском музее. Уж очень его много.

С точки зрения дизайна это лучшая московская выставка за последние годы. Французы – мастера превращать любую персональную экспозицию в восхитительное произведение современного искусства. Но если просторные залы, например, Центра Помпиду для этого идеально удобны, то парадный Белый зал и колоннада Пушкинского музея слишком тесны и излишне красивы. Поэтому автор концепции и сценария экспозиции Жан-Луи Фроман разумно и смело закрыл их перегородками, сформировав таким образом пять замкнутых пространств.

Разделы выставки посвящены черному, красному и золотому цвету (этот неловко для русского уха назван «Венеции»), джерси и твиду (материалам, которые продвигала Шанель). В центре каждого – витрина подлинных образцов одежды от Коко Шанель из коллекции модного дома ее имени. К сожалению, именно черные, красные, золотые и твидовые платья и костюмы – самые уязвимые экспонаты выставки. Давным-давно они сделали революцию, и сегодня выглядят как престарелые ветераны.

По стенам каждого из разделов висят многочисленные и прекрасные фотографии самой Коко и моделей в ее нарядах. Большинство из них сняты великими фотографами, но вместе они смотрятся только фоном для платьев. Как и произведения искусства – иконы, картины, скульптуры, объекты, – развешанные по перегородкам. Многие из них могли бы сделать честь выставкам старого или современного искусства. Но пейзаж Констебля, композиция Родченко, рисунки Кокто и Пикассо, шелкография Уорхола и объект Кунса на этот раз только антураж для торжественного музейного выхода легендарной мадемуазель.

В биографии Коко Шанель есть неприятные страницы вроде ее романа с генералом СС. Об этом на выставке речи нет, здесь отмечены только ее великие и титулованные друзья и любовники. Образ революционерки безоблачен.