Игра в убыток

Владелец московского «Спартака» Леонид Федун назвал бюджет команды. В этом году клуб потратит $50 млн, а заработает $30 млн

Голы и деньги. 70,0

млн долларов Самый большой бюджет-2007 клуба футбольной премьер-лиги – питерского «Зенита». После 25-го тура команда занимает 1-е место, набрав 49 очков.

60,0

млн долларов бюджет «Локомотива» (8-е место, 36 очков).

51,4

млн долларов бюджет ЦСКА (4-е место, 38 очков).

50,0

млн долларов бюджет «Спартака» (2-е место, 46 очков).

Пока «Спартак» зарабатывает лишь 60% от того, что тратит, признался «Ведомостям» владелец команды, вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. Бюджет команды в этом году – около $50 млн, а его дефицит, по прогнозу Федуна, составит около $20 млн. За полгода набралось $12 млн. В первом полугодии «Спартак», по словам Федуна, потратил $31 млн, а заработал $19 млн.

Разницу покрывают отчисления акционеров.

Затраты на строительство «Спартаком» стадиона, около $200 млн, предусматриваются отдельным бюджетом. Их выделяет ИФД «Капиталъ», т. е. Федун и президент «Лукойла» Вагит Алекперов (бенефициары ИФД), признается владелец «Спартака».

«Спартак» недосчитается нескольких миллионов долларов, поскольку не смог пробиться в Лигу чемпионов. Клуб потерял из-за этого порядка $8 млн или больше, сетует предприниматель. В Кубке UEFA можно будет заработать примерно $3 млн.

Убыточность клуба – нормально для отечественного футбола, считает Федун. «Даже в топ-чемпионатах единицы клубов могут похвастать прибыльностью. После открытия стадиона в 2010 г. дотации в «Спартак» сведутся к минимуму. Может, даже начнем работать с небольшой прибылью», – мечтает он.

В начале этого года свой бюджет раскрыл столичный ЦСКА, заявив, что приблизился к самоокупаемости – заработает около 97% бюджета. Другие клубы называют лишь размеры бюджетов, но не доходы.

Для российского клуба доходы в $30 млн при бюджете в $50 млн – неплохой показатель, считает партнер Deloitte Шариф Галлеев, но от «Спартака» с огромной армией болельщиков он ждал большего. Построив свой стадион, клуб может как минимум удвоить доходы от проведения матчей (продажа абонементов, билетов, атрибутики, кейтеринг). Но для этого нужно будет привлекать на арену не только фанатов, но и обычных болельщиков, которые, как правило, платежеспособнее, добавляет эксперт.

Растут и другие источники заработков. Президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер напоминает, что в начале этого сезона «НТВ-плюс» заключила с российской премьер-лигой контракт на трансляцию матчей отечественного чемпионата стоимостью $25 млн. Еще два года назад плата за них была «символической», отмечает он. Увеличивается и стоимость спонсорских контрактов, говорит директор по спорту Brand Action Group Максим Белицкий: по его оценке, в этом году – на 60%.

Для достижения самоокупаемости эксперты советуют российским клубам эффективнее вести трансферную политику.

Сегодня трансферы и зарплаты являются самой большой расходной статьей бюджетов отечественных клубов. ЦСКА в этом году потратит на зарплаты $24,7 млн, а на трансферы запланировано $11 млн. «Зенит» перед этим сезоном только на трансферы потратил больше $30 млн, оценивают эксперты.

Владельцы некоторых российских клубов относятся к футболу как к социальному или PR-проекту, отмечает Белицкий. В первую очередь это касается РЖД и «Газпрома», которые владеют соответственно «Локомотивом» и «Зенитом».