Жан-Франсуа Херис: «Мы первыми пришли в Россию», - Жан-Франсуа Херис, президент AGC Flat Glass Europe

О том, почему AGC Flat Glass Europe будет непросто сохранить контроль над 1/3 выпуска стекла в России, рассказал президент компании Жан-Франсуа Херис

1986

Начал работать в Glaverbel инженером на стекольном предприятии компании в г. Мустье (Бельгия)

1988

Вошел в группу инженеров-проектировщиков

1996

Стал директором завода Glaverbel Moustier

2005

Назначен исполнительным директором Glaverbel

2007

Стал президентом AGC Flat Glass Europe

AGC Flat Glass Europe

производитель стекла. Компании принадлежит 10 заводов в Европе, включая купленный в 1997 г. Борский стекольный завод и построенный в 2003 г. завод «Главербель Клин». Финансовые показатели AGC Flat Glass Europe не разглашаются. Совокупная выручка российских заводов компании в 2006 г. – 8,8 млрд руб. чистая прибыль – 2,5 млрд руб. Компания AGC Flat Glass Europe входит в международный концерн Asahi Glass Company (AGC). Она специализируется на производстве листового и автомобильного стекла, электроники, дисплеев и химической продукции. В 2006 г. объем продаж AGC составил $13,2 млрд, чистая прибыль – $367 млн. AGC на 86,9% принадлежит институциональным инвесторам, капитализация на Токийской бирже – $15,16 млрд. AGC Group состоит из Asahi Glass Company, ее 292 дочерних и 54 аффилированных с ней предприятий.

Компания AGC Flat Glass Europe первой из иностранных производителей стекла пришла на российский рынок, став в 1997 г. совладельцем Борского стекольного завода. Потребление стекла в России растет, создавать новые мощности по его выпуску планируют российские и западные компании. Президент AGC Flat Glass Europe Жан-Франсуа Херис говорит, что стратегическая цель его компании в России на ближайшие годы – в жесткой конкурентной борьбе сохранить свою долю на местном рынке.

– В конце 2005 г. президент AGC Flat Glass Europe Артур Уленс оценил долю компании на российском рынке строительного стекла в 34%. Какова она сейчас?

– Мы оцениваем ее в 32%. Поскольку этот рынок в России растет, сохранить долю будет непросто: для этого потребуются большие инвестиции не только в расширение существующих мощностей, но и в развитие новых инновационных продуктов.

– Каких, например?

– На заводе «Главербель Клин» кроме линии полированного стекла изначально была установлена линия производства экологически чистых зеркал методом серебрения и линия, производящая энергосберегающее стекло. В этом году мы увеличили мощности обеих линий, приняли решение о строительстве в Клину линии строительного триплекса (безопасное стекло для зданий. – «Ведомости») мощностью 1,5 млн кв. м в год, а в Бору – линии стекла Matelux (полупрозрачное или матовое стекло для дизайна. – «Ведомости») мощностью 1 млн кв. м в год. Обе линии будут запущены в I квартале 2008 г.

– Сколько AGC Flat Glass Europe инвестировала в свой бизнес в России, сколько планирует вложить?

– Мы уже инвестировали около 550 млн евро. Наши инвестиции в России будут зависеть от состояния рынка.

– Планируете ли покупку или строительство новых заводов в России?

– Пока нет. Возможно, в будущем мы будем инвестировать в другие регионы, кроме Центрального. Но более точно свои планы пока обрисовать не можем.

– А в СНГ?

– Нет.

– Кто ваши основные конкуренты?

– В Западной Европе – Saint Gobain. Эта компания – лидер в Европе, у нее хорошая вертикальная интеграция, она производит все виды стекла. Guardian очень сильный конкурент, у нее много заводов в Европе. Компания Pilkington. В России это Саратовский и Салаватский стекольные заводы. Что касается будущего, то посмотрим, как изменится ситуация, когда запустится завод Guardian. Pilkington уже работает в России. Мы постараемся выигрывать в этой конкурентной борьбе.

– Каким образом?

– Стараемся придавать стеклу новые функции, создающие больший комфорт в помещении, лучшие с точки зрения влияния на здоровье людей. Например, энергосберегающее стекло Matelux. Есть проекты по разработке новых видов стекла, но о них будет сообщено позже. Мы первыми пришли в Россию, первыми стали производить новые стекла в России, первые построили новый завод в России. Это доказывает, что наша позиция – быть номером один в России.

– Как растет потребление строительного стекла в России и в Европе?

– Российский рынок растет гораздо большими темпами. Западная Европа демонстрирует ежегодный рост около 2%, Центральная Европа – 5–6%. В России это более 10%.

– О планах строительства стекольных заводов заявили Северо-Западная стекольная компания, Русская содовая компания, американская Guardian. Не возникнет ли перенасыщения рынка?

– Российский рынок растет очень быстро. В краткосрочной перспективе мы вряд ли столкнемся с перенасыщением рынка стекла. Проектов анонсировано действительно очень много, но насколько мы знаем, из перечисленных началась реализация только проекта Guardian.

– Какие у вашей компании проекты помимо России?

– Завершаем строительство флоат-линии в Чехии. Наш последний проект в Европе – строительство линии энергосберегающего стекла в Италии, аналогичной той, которая установлена в Клину.

– Есть ли у компании планы по покупке или продаже предприятий в Европе?

– Нет. На европейском рынке очень мало игроков, все они крупные. Менять их смысла нет.

– В сентябре ваша компания поменяла название и теперь называется не Glaverbel, а AGC Flat Glass Europe. В чем смысл переименования?

– Это глобальное решение, принятое президентом концерна AGC по случаю столетнего юбилея материнской компании. У нас только позитивные впечатления от перехода под единый бренд AGC. Для нас гордость работать в этой международной компании, не без помощи которой, например, была создана крыша стадиона мюнхенской «Баварии».