Pro Europa: Новое социальное пространство


На фоне предвыборного обострения внимания к нуждам народа, отмечаемого у российской власти, и провозглашения «европейских» по параметрам ориентиров социальной политики (таких, как обещанное «Единой Россией» повышение минимальной зарплаты до 25 000 руб. к 2010 г., см. http://www.edin-ros.ru/news.html?id=123031) реалии европейской социальной модели требуют более глубокого осмысления.

К концу ХХ в. в Европе, говоря словами британского социолога Зигмунта Баумана, «идея «качества жизни» заместила [в сознании человека] доминирующее внимание к материальным потребностям». Несмотря на более низкие темпы роста, Европа догнала США по почасовой производительности – европейцы стали работать меньше (в 2005 г. средний американец работал 1979 часов, тогда как француз – 1511 часов, немец – 1480), а отдыхать больше (средний оплачиваемый отпуск в 2003 г. составил 34 дня против 18 в США). Эффект очевиден: в ЕС на здравоохранение тратится 8,6% ВВП (в США – 15,7%), а средняя продолжительность предстоящей жизни составляет для мужчин 75,1 года, для женщин – 81,2 (в США – 73,1 и 79,0; в России – 59,0 и 72,4). За последние 10 лет этот показатель в ЕС вырос на рекордные 2,3 года для мужчин и 2 года для женщин. Именно «качество жизни» стоит за экономически невыгодными экологическими стандартами ЕС и борьбой европейцев за идеи социального мира.

В странах ЕС создана самая совершенная система защиты интересов трудящихся. Минимальная ежемесячная зарплата составляет 50–60% от среднего уровня – от 460 до 980 евро (в РФ – 18%, или 65 евро). Работники имеют медицинскую страховку, защищены от внезапного увольнения, а пособие по безработице в первые 6–8 месяцев достигает 80% от заработной платы. Все это ложится бременем на предпринимателей и бюджет, но поддерживается гражданами: от 65% до 85% европейцев считают главной задачей государства сокращение разрыва между богатыми и бедными.

В итоге 56% бюджетных расходов стран ЕС направляется сегодня на финансирование здравоохранения и мер социальной защиты (в России на эти цели в 2007 г. тратится 9% расходов федерального бюджета). Зато доходы 20% самых состоятельных европейцев в 2004 г. превысили доходы 20% наименее обеспеченных всего в 4,9 раза (в США – в 11,8 раза, в РФ – в 13,4).

В ЕС есть и свои проблемы – безработица, составившая в 2005 г. 8,8% трудоспособного населения (она, замечу, с 1996 г. снизилась на 2,4%). Социальная щедрость отзывается иждивенчеством даже со стороны иммигрантов: если 20 лет назад лишь 9% из них в первый год после приезда в ЕС регистрировались как безработные, то сейчас показатель превышает 50% (в США – 7,5%). Найдут ли европейцы ответ на этот новый вызов без ущерба для своей социальной модели, покажет время.

Несмотря на неурядицы, европейцы уверены: целью власти является обеспечение комфортной жизни для максимально большого числа граждан, а не раздача предвыборных подарков «от дяди Вити и дяди Васи». Россиянам сложно это понять – они никогда не жили в подобном государстве.