Банки стерпят бедствие

Кредитный кризис дорого обходится банкам Уолл-стрит, но не грозит им крахом. Из крупных игроков только UBS закончит III квартал с убытком

UBS сообщил вчера, что спишет стоимость активов на 4 млрд швейцарских франков ($3,4 млрд) – в основном это убытки на американском рынке облигаций, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами (subprime mortgage). Из-за этого в III квартале UBS, по предварительным расчетам, может получить убыток до уплаты налогов в 600–800 млн франков ($514–685 млн); за тот же период прошлого года он получил 2,2 млрд франков ($1,88 млрд) прибыли.

За плачевные результаты ответили начальник инвестбанковского подразделения Хью Дженкинс и финдиректор Клайв Стэндиш – они подали в отставку. Руководство инвестбанкингом взял на себя гендиректор UBS Марсель Ронер.

Это первый квартальный убыток UBS с 1998 г., когда он списал стоимость вложений в рухнувший после российского дефолта хедж-фонд Long-Term Capital Management, и первый убыток крупного инвестбанка с начала кредитного кризиса.

Квартальные результаты уже сообщили Lehman Brothers, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bear Stearns. У первых двух прибыль превысила прогнозы аналитиков; даже Bear Stearns, два хедж-фонда которого потеряли $1,6 млрд на ипотечных облигациях, получил небольшую прибыль. Бизнес инвестбанков достаточно диверсифицирован, чтобы компенсировать убытки на одном из направлений деятельности. Так, Goldman увеличил прибыль на 79%, в частности благодаря росту доходов от трейдинга и собственных инвестиций.

Однако в этих четырех банках финансовый квартал завершился в августе, и они учитывали докризисный июнь. У остальных он завершается в сентябре, и там прогнозируемое падение прибыли будет больше (см. таблицу). Размер списаний в Merrill Lynch может составить в III квартале $4 млрд, а прибыль – упасть на 89% до $208,9 млн, прогнозирует Уильям Таноуна, аналитик Goldman Sachs.

Citigroup сообщил вчера, что ожидает падения прибыли на 60%. Его общие потери от кризиса составили $5,9 млрд; в частности, банк спишет стоимость ипотечных облигаций на $1,3 млрд и кредитов, которые он предоставил фондам прямых инвестиций для выкупа компаний, но которые не смог разместить среди инвесторов, на $1,4 млрд. Но все равно Citigroup заработает за квартал $2,2 млрд.

Европейским банкам тоже пока ничего страшного не грозит. Хотя им с середины июля не удается синдицировать кредиты, выданные фондам прямых инвестиций, и они висят на их балансах, опасаться особенно нечего, полагает аналитик Barclays Capital Ханс Вренсен. По оценке J.P. Morgan Chase, 11 крупнейших европейских банков во втором полугодии недосчитаются прибыли на $830 млн и доходов на $1,1 млрд, которые они могли бы заработать на продаже инвесторам инструментов, обеспеченных различными активами.