Инвестбанки вместо танков

Интернет-брокер в Швеции, дома в Китае и российский автопром – идеи для бизнеса от офицера-математика Гаврикова

Встречу Альберт Гавриков назначил в любимом итальянском ресторане Accenti – он говорит, что рядом, между Остоженкой и Пречистенкой, располагался первый офис его инвестиционной группы AG Capital. В 2005 г. управляющий директор «Атона» продал с дисконтом долю в компании, чтобы открыть собственный бизнес. Спешил он, как выясняется, не зря: сейчас офисы Гаврикова разбросаны по всему миру – от Гонконга до Стокгольма, а в его управлении находится около $700 млн.

Устройство дел в AG Capital. Гавриков и партнеры

Гаврикову лично принадлежит больше 75% во всех компаниях группы, остальное поделено между топ-менеджерами AG Capital. В основном это выходцы из «Атона». А вот клиентов с прежнего места работы Гавриков не переманивал: он говорит, что новый его бизнес с «Атоном» мало в чем пересекается.

Гавриков и другие

Собственные средства группы AG Capital, по ее оценке, – $170 млн, средства под управлением – $650 млн. В рэнкинге управляющих компаний Национального рейтингового агентства за II квартал 2007 г. ЗАО «Управляющая компания «АГ Капитал» находилось на 28-м месте с активами 6,76 млрд руб.

Пока мы ждем официанта, Гавриков негромко рассказывает, как в этом году купил брокерскую компанию в Стокгольме и начал продвигать через нее торговые стратегии для автоматизированного трейдинга. По опыту он отлично знает: наши брокеры из опасений потерять доход не предоставляют прямой доступ к торгам западным клиентам. А Гаврикову в этом смысле пока терять нечего – и его клиенты могут самостоятельно торговать на всех рынках мира, включая российский, с одного компьютерного экрана. «В Швеции больше профессионалов, чем на Кипре, где обычно регистрируются российские брокерские дома», – объясняет он необычный выбор места для запуска нового проекта. Первые результаты обнадеживают: активы брокерского дома AG Capital по итогам 2006 г. составили $200 млн, чистая прибыль – $12 млн, клиентами стали два европейских инвестфонда, несколько инвесткомпаний из СНГ и даже из России.

AG Capital также открыла представительство в Гонконге. Но интернет-брокер тут ни при чем: просто Гавриков всерьез настроился вкладывать деньги в китайскую и вьетнамскую недвижимость, особенно в курортных районах вроде острова Хайнань. Это более надежное место для размещения средств, чем фондовые рынки Китая и Вьетнама, которые Гавриков снисходительно сравнивает с большим казино.

Но пока в Китае ничего не куплено, и Гавриков осваивает Подмосковье. На Рублево-Успенском шоссе AG Capital строит коттеджный поселок «Папушево» (продажи уже начались). А на втором километре Киевского шоссе ведет проект «Автосити» с бизнес-центрами, моллами и технопарком (сдача в 2011 г.). Средства привлекаются через закрытый ПИФ недвижимости «АГ капитал интера». Сейчас его активы оцениваются в $250 млн, но через два года Гавриков рассчитывает нарастить их до $1 млрд – с учетом притока новых пайщиков и удорожания недвижимости это вполне реально, спокойно доказывает он. Чтобы ускорить рост, AG Capital первой в России вывела свой ЗПИФ на биржу: бизнесмен не без гордости заявляет, что такова актуальная тенденция на развитых рынках.

Для полноты картины сюда следует прибавить 3500 га виноградников в Темрюкском районе Краснодарского края. Там компания «АПК «Кубань», в которой у Гаврикова контрольный пакет, выращивает виноград и разливает вино. Лозу Гавриков закупает в Австрии – она дает первое вино на следующий год после закладки, а не через четыре, как обычно. Он даже не прочь открыть там шато для бизнес-туризма.

Немного смущаясь, Гавриков сообщает, что сильно увлекся виноделием в «эмоциональном плане». Для сдержанного и четкого офицера-математика (по такой специальности Гавриков закончил Академию бронетанковых войск в середине 1990-х) это выглядит как серьезное признание. В свое время он, как и многие военные программисты, легко переключился на ценные бумаги – хотя о математическом моделировании танковых сражений бизнесмен, пожалуй, рассказывает с большим энтузиазмом, чем о фондовом рынке. Ведь поуправлять войсками Гаврикову так и не довелось: сразу после учебы весной 1995 г. они с приятелем открыли брокерскую компанию «СД-групп» и занялись популярной в то время скупкой акций в регионах. «Сначала дела шли неплохо, но осенью, – с печалью вспоминает он, – из-за банковского кризиса обвалился фондовый рынок». Большой пакет акций «Северстали», купленный на заемные средства, пришлось продать в несколько раз дешевле, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Начинать свой бизнес заново Гавриков после этой истории не решился и пошел работать клиентским менеджером в «Атон». К концу 2004 г. дорос до управляющего директора компании по стратегическому развитию, был одним из младших партнеров основателя «Атона» Евгения Юрьева. И тут решил вернуться в свободное плавание: «Атон» уже вел переговоры с Creditanstalt о продаже, а я с трудом представлял себя наемным менеджером в западной компании».

Рассказывая о себе, Гавриков держится по-светски непринужденно и за время разговора заметно напрягается только один раз – когда речь заходит о его участии в делах с «АвтоВАЗом». До перехода управления автозаводом к «Рособоронэкспорту» «Атон» был финансовым консультантом «АвтоВАЗа» в 2002–2005 гг., а Гавриков представлял интересы миноритариев в совете директоров завода. «К нам при старом руководстве прислушивались, но изредка», – без особого желания признает он. Например, «Атон» сразу рекомендовал ликвидировать перекрестное владение акциями «АвтоВАЗа». Делается же это только сейчас, спустя два года после смены власти на заводе.

Но Гавриков теперь сожалеет лишь о том, что в то время у «АвтоВАЗа» не было сильной господдержки. «Если бы завод купил какой-нибудь западный концерн, он бы сейчас просто диктовал нам свою ценовую политику, – с напором говорит бизнесмен. – Не будь «АвтоВАЗа», иностранцы продавали бы свои машины на российском рынке гораздо дороже».

С такими взглядами Гавриков сохранил кресло в совете директоров и при «Рособоронэскпорте» как независимый директор (он сам не акционер). Тем более что именно «Атон», по сути, помог госконцерну получить входной билет на «АвтоВАЗ» – в 2003 г. скупил для Внешэкономбанка на рынке 3% акций завода, а тот передал эти акции «Рособоронэкспорту». А в 2005–2006 гг., когда «Атон» уже не консультировал «АвтоВАЗ», бумаги завода для нового владельца покупала AG Capital. Неудивительно, что Гавриков подчеркнуто лоялен к новому руководству «АвтоВАЗа». Судя по его военной выправке и искренности, с которой он говорит о важности сильного автопрома для экономической безопасности страны, «Рособоронэкспорту» легко найти общий язык с таким независимым директором.

Взлет на растущем тренде

Стартовый капитал Чтобы развернуть свой бизнес в 2005 г., Гаврикову потребовалось, по его словам, несколько миллионов долларов. Средств от продажи его доли в «Атоне» на запуск проекта не хватало. Гавриков говорит, что компания удачно вложила эти деньги в акции Сбербанка, «Норникеля», того же «АвтоВАЗа» и нескольких казахских нефтяных компаний, не торгующихся на бирже. Кроме того, AG Capital провела восемь сделок по слияниям и поглощениям в газораспределительном бизнесе и информационных технологиях (все сделки по соглашению с клиентами были непубличными). По итогам года у компании Гаврикова было уже $45 млн. Результаты Сейчас собственные средства компаний группы оцениваются в $170 млн, средства под управлением – в $650 млн. Группе принадлежит 5000 га земли в Московской области и Краснодарском крае (без учета виноградников). В группу AG Capital, кроме брокерского бизнеса и ЗПИФ недвижимости, также входят НПФ «Русь» и управляющая компания для зарубежных инвестфондов, зарегистрированная на Каймановых островах.