«Моя доля?.. Тяжкая моя доля», - Кирилл Новиков Совладелец и гендиректор группы компаний «Эксперт-ритейл»

Гендиректор «Эксперт-ритейла» Кирилл Новиков впервые рассказал, как создал и будет развивать крупнейший в России закупочный кооператив по продаже бытовой техники

В отличие от крупных торговых сетей «Эксперт-ритейл» практически не владеет магазинами – компания закупает товары и продает их региональным магазинам, работающим под брендом «Эксперт». Новиков не раскрывает, сколько зарабатывает на этих операциях, но обещает, что к концу года оборот «Эксперт-ритейла» приблизится к $1 млрд, а число магазинов сети возрастет до 350.

1997

Начал работать директором по продажам в представительстве Tomson

2001

Стал директором отдела франчайзинга компании «Эльдорадо»

2003

Основал компанию «Эксперт», совладельцем и генеральным директором которой является до сих пор

ЗАО «Эксперт-ритейл»

продажа электроники и бытовой техники. Оборот сети в 2006 г. – $758 млн. Других финансовых показателей компания не раскрывает. Она объединяет около 325 магазинов электроники и бытовой техники в разных городах России, в основном работающих по франчайзингу. Акции компании контролируют топ-менеджеры. По предварительным подсчетам Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2006 г. составил около $13 млрд. Темпы роста рынка – порядка 15–18%. Лидером российского рынка продаж техники является «Эльдорадо» с оборотом $4,2 млрд в 2006 г. По собственным данным компаний, оборот «М.видео» составил $1,57 млрд, «Техносилы» – $1,12 млрд, «Эксперта» – $758 млн, «Мира» – $550 млн.

– В «Эльдорадо» вы создали первую в России франчайзинговую сеть бытовой электроники. Почему ушли из компании?

– Хотелось создать свой бизнес. Ушел, по сути, в никуда. Как-то раз обедал с Дмитрием Корнеевым (один из учредителей сети «Мир». – «Ведомости»), говорили, что было бы неплохо объединить небольших региональных игроков, которым в одиночку сложно конкурировать с федеральными сетями. Так и родилась схема закупочного кооператива, участники которого получали лучшие цены при закупке товара за счет объединения объемов.

– С чего начали?

– Для начала решили вопрос с поставками товаров, договорившись с одним из крупнейших дистрибуторов бытовой техники «Корсо». Ее владельцы и сейчас являются акционерами «Эксперта». На начало 2005 г. «Эксперт» управлял уже примерно 60 небольшими франчайзинговыми магазинами в шести областях. В 2006 г. купили «Рим-2» – крупнейшего продавца техники в Саратовской и Пензенской областях, нижегородскую сеть «Бытовая автоматика». «Эксперт» как закупочный союз предлагал независимым магазинам объединиться под единой вывеской и вместе требовать больших скидок от поставщиков. Участники союза должны были гарантировать определенный уровень закупок у организатора союза. Средняя площадь магазинов «Эксперта» – от 3000 кв. м в городах-миллионниках и около 300 кв. м в менее крупных городах. Плата за франшизу – от $10 000 до $400 000 в год в зависимости от объема рынка в регионе.

– Какие компании входят сейчас в вашу группу?

– Управляющая – «Эксперт-корсо», «Эксперт-ритейл» – оператор франшизной сети в 77 регионах, «Корсо» предоставляет услуги по дистрибуции для производителей бытовой техники, порядка 70% бизнеса – поставки в торговую сеть «Эксперт». В России у нас девять складов. К концу года рассчитываем достичь оборота в $1,2 млрд плюс-минус 4–5% в зависимости от динамики продаж в осенне-зимний сезон, число магазинов достигнет 350.

– Кто акционеры «Эксперт-ритейла»?

– Физлица. Крупнейшие акционеры – Михаил Яковлев, Дмитрий Корнеев, Денис Смирнов, Анатолий Кожевников, ну и я. На 60% в бизнесе заняты их деньги, остальное – кредиты.

– А у вас какая доля?

– Моя доля?.. Тяжкая моя доля. (Смеется.) Скажу так: ее размер позволяет мне быть уверенным, что «Эксперт» развивается правильно.

– Кто ваши конкуренты?

– Наши конкуренты все, кто борется за деньги нашей целевой аудитории. Но поверьте, скоро около 70–80% российского рынка займут национальные и международные сети, а 20–30% достанется независимым игрокам в небольших городах, где открытие больших и дорогих гипермаркетов экономически невыгодно. Меня бы, например, вполне устроило порядка 10% рынка. А комментарии, что «Эксперт» никому не конкурент, поскольку он не является розничной сетью и нечестно сравнивать его оборот с оборотом «Мира», я оставлю в покое. У меня из-за этого проблемы с самоидентификацией: кто же мы, если не розничная сеть?

– Вы заключили контракт с европейским закупочным союзом Euronics. На каких условиях?

– Компания получила доступ к соглашениям Euronics с ведущими производителями бытовой техники и электроники, включая контракты на эксклюзивные модели и маркетинг. При заключении европейских контрактов в отличие от российских можно сэкономить от 1% до 10% от закупочной цены – конечно, все зависит от бренда и товарной категории. А вот финансовую составляющую я вам раскрыть не могу. Связан соглашением о конфиденциальности.

– Какова рентабельность вашего бизнеса (продажи на 1 кв. м)?

– Они среднерыночные. Средний оборот с 1 кв. м в сети «Эксперт» по этому году составит порядка $470 в месяц.

– Не было ли у вас проблем с таможней или госорганами? Насколько меняется рынок в связи с переходом на прямые контракты? Работаете ли вы по этим схемам?

– У нас никаких проблем не было. Мы покупаем товар напрямую у компаний-производителей и продаем клиентам. Оптовики окончательно будут вынуждены уйти с рынка, когда все производители откроют свои склады по всей стране. Но нас это не затронет, поскольку к этому моменту 90% нашего бизнеса будет сконцентрировано в рознице.

– Правда, что готовите облигационный заем?

– В ноябре-декабре, если ситуация на финансовых рынках стабилизируется, выпустим трехгодичный заем на 1,5 млрд руб. Средства нужны на дальнейшее развитие системы дистрибуции. За два года откроем еще пять складов. Планируем выкупать доли у наших франчайзи, чтобы иметь в магазинах по 51%. Главные цели – консолидировать отчетность и повысить управляемость сетью в ключевых городах. В этом году в Ижевске откроем первый гипермаркет площадью 5000 кв. м. В Москву приходить не будем. Наш бизнес направлен на развитие в малых и средних городах, там и рентабельность выше, и конкуренции меньше. Сейчас главная угроза для местных игроков не в приходе западных сетей, а в развитии интернета. Себестоимость интернет-витрины в разы меньше интерфейса любого магазина. Соответственно, и цена там будет всегда ниже.