Лидер продаж

Чем чаще этого художника выставляют, тем лучше покупают и потом хорошо продают

Художник Владимир Баранов-Россине стал знаменитым по-спортивному – после рекорда. В 2004 г. на русских торгах Sotheby’s его «Натюрморт со стулом» ушел за $1,18 млн. На тот момент это была самая высокая аукционная цена на произведение русского художника.

Этот рекорд, теперь не раз побитый, только казался случайным. Его подготовили две персональные выставки – в Русском музее и Третьяковской галерее, – случившиеся за два года до рекордной продажи.

Именно они открыли художника, забытого на родине (родился под Мелитополем в 1888 г.) и в стране, его приютившей (с 1925 г. жил во Франции). Живописного таланта у Баранова-Россине оказалось достаточно, чтобы говорить об искусстве, а не только о биографии, типично трагической для всех русских, бежавших от советской власти. Спекулировать на том, что художник бедствовал в Париже и погиб в Освенциме, не приходилось.

Его картины – смесь всевозможных измов (импрессионизма, символизма, футуризма, кубизма, кубофутуризма) – радуют лучезарными красками, осмысленно поставленными и решенными живописными задачами. Сегодня они выглядят не новаторскими и формалистскими, а нарядными и декоративными. Так что Баранов-Россине – отличный товар на цветущем отечественном антикварном рынке. Качественный художник не первого эшелона, работы которого купить престижно, а гостям показать приятно.

Выставка «Владимир Баранов-Россине – художник русского авангарда», открывшаяся в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, уже в названии имеет коммерческий акцент. Художника корректнее было бы подать как русского представителя парижской школы или мастера русской эмиграции. Но «русский авангард» – это самый дорогой сегмент рынка. Авангардная тема подкреплена на выставке впервые показанными скульптурами Баранова-Россине – раскрашенными объектами из дерева и металла – и поддержана деревянным контррельефом, отдаленно напоминающим аналогичные работы Татлина.

Но содержание выставки, собранной из частных коллекций и музеев нашей страны и мира стараниями известного коллекционера и арт-дилера Владимира Царенкова, – это живопись. И она наглядно свидетельствует, что французские учителя и друзья художника (Пикассо и супруги Делоне) оказали на творчество Баранова-Россине значительно большее влияние, чем его соратники по русскому авангарду. Однако законы рынка имеют преимущество перед искусствоведческой точностью.

Проблема выбора имени

Настоящее имя художника – Шулим Вольф Баранов. Первые свои работы он подписывал «Л. Д. Баранов» или «Владимир Баранов». Во Франции взял псевдоним Даниэль Россине. В истории остался как Владимир Баранов-Россине.