Душевное равновесие: Злоба одного дня


Есть в психологии такое понятие – unfinished business, незаконченное дело. Идея эта принадлежит Блюме Вольфовне Зейгарник, в 20-е гг. бывшей в Берлине аспиранткой великого Курта Левина, а позже – профессором МГУ. Сидела Блюма Вольфовна в ресторане и наблюдала за официантом, как он замечательно все запоминает: кто что заказал, кому он что принес, с кого сколько денег нужно получить. И случилось ей выяснить, что как только клиент счет оплатил, так тут же официант этот забывает и что клиент тот заказывал, и сколько это должно было стоить. Дело закончено – и выброшено из головы.

А вот если дело не закончено, точка не поставлена, остается у человека некая мысль в голове. И если дело даже как бы закончено, но, к примеру, не так, как хотелось бы, мысль эта может продолжать занимать голову даже после того, как практическая ситуация тем или иным образом разрешилась. Помните? Ложки нашлись, но осадок остался.

И вот идет человек домой с работы и перебирает в голове: «С Варварой Александровной нужно было иначе поговорить и нужно было обязательно застать сегодня Кирилла Евгеньевича, а что я согласился помогать Владиславу, который не справляется со своей работой, – так это уж и вовсе напрасно». И хорошо, если дома на него навалится неотступно что-то другое – дети начнут требовать внимания или жена будет зудеть, что давно пора сделать ремонт на кухне. Только ночью, перед сном (который все никак не приходит), снова начнется...

В одной буддийской притче рассказывается про двух путешествовавших монахов. Случилась им на пути речка, а возле брода – нарядная девушка. Попросила перенести – не хотелось ей платье замочить. Один из монахов взял ее на руки и перенес. И пошли они дальше. А вечером на привале другой монах говорит:

– Как же ты девушку на руки взял, нам ведь запрещено к женщинам прикасаться!

А второй ответил:

– Я ее через речку перенес и там оставил, а ты, похоже, несешь ее до сих пор...

Зато в сказке про у Маугли получилось иначе. Попал Маугли к бандерлогам, чуть не погиб. Старшие друзья, рискуя шкурой, спасли его. Потом, конечно, наказали в воспитательных целях. Но наказали – и история закончилась. По Закону джунглей понесенное уместное наказание исчерпывает инцидент полностью.

Правда, хороший закон? Очень психогигиенично.

Так и мы можем: что сделал – то сделал, чего не сделал – того уже не сделал. Запишу себе в список дел, сделаю, когда снова представится возможность. «Довлеет дневи злоба его».