Глобалист: Небыстрый результат


Недавние массовые волнения в Мьянме подняли один из важнейших вопросов международных отношений: при каких условиях оправдано вмешательство в дела другого государства? Россия и Китай стояли на том, что проблемы Мьянмы – сугубо внутреннее дело. Так называемое мировое сообщество (читай: Запад) вовсю требовало ужесточения санкций ООН.

В Мьянме сложная ситуация. В 1990 г. народный бунт вынудил хунту разрешить демократические выборы, на которых безоговорочно (с 82% голосов) победила Национальная лига за демократию. Военные отказались признать итоги голосования, а лидер лиги Аун Сан Су Чжи провела 10 лет под домашним арестом. Нынешняя волна продемократических демонстраций началась 18 августа, когда государство подняло цены на дизельное топливо на 500%, чтобы покрыть дефицит бюджета. Буддийские монахи, которые когда-то возглавляли национально-освободительную борьбу против британского владычества, вышли на улицы 19 сентября. Если верить заявлениям правительства, 10 монахов было убито, но по неофициальным данным, пострадавших куда больше.

ЕС наложил на Мьянму санкции в 1996 г. Они включали запрет на продажу стране оружия и ограничения финансовых операций и инвестиций. В прошлом месяце администрация Буша ужесточила американские санкции, введя мораторий на выдачу виз представителям хунты, и готовится заморозить их счета в сингапурских банках.

Глава VII Устава ООН гласит, что Совет Безопасности вправе накладывать экономические и военные санкции только «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Мьянма не спонсирует терроризм и не угрожает соседним государствам, поэтому Россия и Китай, по словам их представителей, воспользуются своим правом вето. Запад же (главным образом США и ЕС) приветствует использование санкций в борьбе за соблюдение прав человека, демократию, власть закона и порядок во власти. Вкупе с мерами против распространения терроризма и оружия массового уничтожения это стало главными целями европейской политики.

Военную операцию против Мьянмы я не предлагаю. Существует только два способа влиять извне на изменение режима. Первое – ограничивая связи Мьянмы с внешним миром. Правящая верхушка теоретически должна задуматься о том, что репрессии обходятся в непомерную цену. Но платит эту цену народ, а не власть, которая раздувает в населении ненависть к тем, кто объявляет санкции. К тому же санкции можно обойти.

Альтернативу санкциям надо искать в торговле и скрытой дипломатии. Этим путем идут соседние с Мьянмой страны. Мьянма – член АСЕАН. Хотя страна по-прежнему крайне бедна, темпы ее экономического роста с 1994 г. держатся на уровне 8%. Увеличивается средний класс. Ни один из этих факторов не сделает из Мьянмы образец западной демократии. Но они со временем приблизят ее к состоянию, которое в Юго-Восточной Азии считается нормой: когда по-прежнему могущественная военная верхушка сдерживается выбираемыми политиками. Запад и дальше будет громко заявлять о своем моральном неодобрении. Настоящая же работа по изменению страны будет частью неторопливого подъема Азии.-