Oт редакции: Химия несвободы


Список сильнодействующих и ядовитых веществ, незаконный оборот которых карается лишением свободы до восьми лет, будет определять правительство. Таковы поправки в Уголовный кодекс, которые Госдума приняла на днях в первом чтении. Это уравняет 234-ю статью УК с аналогичной 228-й статьей, наказывающей за незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ. Их списки и объемы хранения или продажи, подлежащие уголовной ответственности, давно определяет правительство.

С одной стороны, законодательную инициативу можно только приветствовать. Она должна ликвидировать удивительную и одновременно ужасающую правовую коллизию, длящуюся уже три года. Правоохранительные органы нередко возбуждают уголовные дела по 234-й статье. Среди обвиняемых – руководители компании «Софэкс» Алексей Процкий и Яна Яковлева, которых Госнаркоконтроль обвиняет в незаконном обороте диэтилэфира, используемого в промышленности и научных исследованиях. Процкий и Яковлева семь месяцев находились в предварительном заключении. Сейчас их дело рассматривает Перовский суд Москвы. Но «дело химиков» – лишь одно из многих подобных.

По данным судебного департамента при Верховном суде, по 234-й статье в 2005 г. осудили 1901 человека, в 2006 г. – 1256, в первом полугодии 2007 – еще 694. Эти приговоры вынесены на основании документов постоянного комитета по контролю за наркотиками (ПККН). В 2004 г. комитет вывели из состава Минздрава, и он стал некоммерческой организацией. В 2006 г. Верховный суд рекомендовал судам не пользоваться списками ПККН при вынесении приговоров. Это подтвердило позже Минздравсоцразвития.

Впрочем, передать полномочия по составлению списка сильнодействующих и ядовитых веществ правительству недостаточно. Только закон и четкие критерии составления списка предотвратят произвольное расширение чиновниками перечня материалов, хранение и продажа которых будет караться тюремным сроком.