Частники не требуются

Чтобы быстро окупить инвестиции, российским операторам междугородной и международной связи не стоит торопиться на массовый рынок

Выполнение лицензионных условий обошлось GT в $30–50 млн, но эти средства пошли на дооснащение существовавших сетей, в которые еще раньше было вложено порядка $100 млн, рассказывает Вандромм. Стратегия GT предусматривает, что все стратегические инвестиционные проекты должны окупаться максимум за три года, говорит он. Вложения в сеть дальней связи согласно бизнес-плану GT должны полностью окупиться к 2010 г. Добиться этого оператор сможет, по мнению Вандромма, не активизируя работу на массовом рынке. «Чтобы достучаться до каждого абонента, надо вкладываться в рекламу, создавать региональные офисы продаж. Все это делает, например, МТТ, тем не менее ее доля рынка невелика», – замечает он.

Статистика. 15,4

миллиарда минут – такова, по данным Мининформсвязи, общая продолжительность междугородных, международных и внутризоновых звонков, совершенных российскими абонентами в первой половине 2007 г. Какая доля этого трафика пришлась на звонки «фиксированный – мобильный», совершенные в пределах одного региона (они также относятся к внутризоновым), ведомство не раскрывает.

Golden Telecom

мультисервисный оператор связи. работает в России, на Украине, в Казахстане и Узбекистане. Акционеры – Altimo (27%), Telenor (18%), «Ростелеком» (11%) и подконтрольная Александру Мамуту Inure Enterprises (8%), 36% в свободном обращении на NASDAQ. Выручка (2006 г.) – $855 млн. Чистая прибыль – $86 млн. Капитализация на 4 октября – $3,3 млрд.

О планах выйти на рынок дальней связи Golden Telecom (GT) заявила в 2005 г., пообещав занять к 2010 г. 20% рынка. Но эта задача уже выполнена, сказал вчера «Ведомостям» главный управляющий GT Жан-Пьер Вандромм. В первой половине 2007 г., по его словам, через сеть GT прошло около 3 млрд минут междугородных и международных соединений – более 20% общероссийского трафика дальней связи. А по итогам 2007 г. доля GT в российском междугородном и международном трафике составит 21% (6 млрд минут). Сюда включены и услуги для клиентов GT, и трафик абонентов других компаний, воспользовавшихся ее транзитной сетью, уточняет пресс-секретарь GT Анастасия Борзова.

По данным крупнейшего российского оператора дальней связи – «Ростелекома», его клиенты наговорили с другими городами и странами в январе – июне 7,4 млрд минут. Советник гендиректора «Ростелекома» Иван Ким оценивает его долю на рынке (с учетом транзита междугородных сотовых звонков и серых схем) чуть более чем в 50%. Значит, весь междугородный и международный трафик, прошедший по сетям российских операторов за полгода, – около 14 млрд минут, а доля GT – 21,4%. GT добилась этого, построив одну из самых мощных и разветвленных в России сетей передачи данных, считает Вандромм. «Более разветвленная сеть только у «Ростелекома», – отмечает он. Советник гендиректора «Ростелекома» Иван Ким согласен: по протяженности сеть GT вторая после сети его компании.

МТТ оказывает услуги дальней связи с марта 2006 г., в первой половине 2007 г. оператор заработал на них $85,7 млн, а за весь год эта сумма составит $180 млн, прогнозирует его директор по связям с общественностью Кирилл Ладыгин. По его мнению, это обеспечит МТТ около 7% российского рынка дальней связи. Fitch ранее оценивала объем этого рынка в 2007 г. в $3,2 млрд – в этом случае доля МТТ может составить 5,6%. Но речь идет лишь об услугах для конечных абонентов, отмечает Ладыгин, суммарный же трафик (с учетом транзита междугородных и международных звонков сотовых операторов, пользующихся сетью МТТ) за первое полугодие – 4,2 млрд минут. Таким образом, совокупная доля МТТ на рынке дальней связи – 30%.

Сколько средств МТТ вложила в создание сети продажи услуг и рекламу, Ладыгин не уточняет, но соглашается: это «достаточно большие суммы».

«Транстелеком» (ТТК), оказывающий услуги дальней связи с сентября, не спешит работать с массовым клиентом. По словам сотрудника пресс-службы ТТК, компания выходит на рынок дальней связи в три этапа: сперва будет обслуживать крупные корпорации (прежде всего своего акционера РЖД), затем средние и малые фирмы и в последнюю очередь частников. Прежде чем перейти к третьему этапу, ТТК протестирует бизнес-модель работы с физлицами в пилотных регионах.