Дума обуздает пиратов


Цитата. Владимир Катренко

вице-спикер Госдумы. «Предприниматели, ранее производившие подделки, будут вынуждены... заняться честным делом или отойти в сторону»

Вчера пятеро депутатов-единороссов (председатель Госдумы Борис Грызлов, вице-спикеры Владимир Катренко, Олег Морозов, Владимир Пехтин и Вячеслав Володин) внесли в Госдуму два законопроекта по борьбе с контрафактом. Авторы предлагают те товары, «подделка которых угрожает безопасности жизни или здоровья россиян», маркировать, а данные о них передавать в специальные базы данных. Законопроекты готовили рабочая группа при Национальном антитеррористическом комитете, эксперты и представители профильных министерств.

По словам одного из авторов, Владимира Катренко, закон определит понятия «контрафакта» и «фальсификата», полномочия центра и регионов в сфере борьбы с подделками. Перечень товаров, подлежащих маркировке, должно составить правительство, рассказывает источник в рабочей группе.

Но при этом в проекте закона предусмотрено семь групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: аудиовизуальные произведения, фонограммы; компьютерные программы, базы данных на любых носителях; лекарства, биологически активные добавки; косметика и парфюмерия; стройматериалы; автомобили, авиатехника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти; взрывчатые вещества.

Константин Земченков из Российской антипиратской организации (РАПО) оценивает долю контрафакта в киноиндустрии в 75%. Оборот российского фальсификата и контрафакта составляет 30–90% от общего товарооборота в зависимости от группы товаров, говорит Катренко.

Но борьба с пиратством должна отражаться в правоприменительной практике, а не в законах, которые содержат определения контрафактной продукции, полагает Земченков. Пока контрафактом не боятся торговать, во многих случаях правоохранители реагируют плохо. Уголовный кодекс карает за торговлю контрафактом стоимостью более 250 000 руб. шестью годами заключения (ч. 3 ст. 146 УК РФ). Но за время действия закона максимальный срок никому не дали, отмечает Земченков.

Создание специальной базы данных для определенных видов товаров также вызвало недоумение участников рынка. «На музыкальном рынке правообладатели и Нацорганизация производителей фонограмм и так знают, кому принадлежат те или иные права на произведения», – отмечает Игорь Пожитков из российского представительства Международной ассоциации производителей фонограмм IFPI.