Репутация бизнеса: Работать с государством


Какова связь между деловой репутацией и социальной ответственностью бизнеса и может ли она существовать в условиях российской экономики? От ответа на этот вопрос во многом зависит и возможность успешной интеграции России в мировую экономику.

Зарубежные инвестиции в Россию стремительно растут, однако репутация российского бизнеса за рубежом пока остается неудовлетворительной. По данным Economist Intelligence Unit, больше всего иностранных партнеров беспокоит невысокий уровень корпоративного управления, прозрачности, этики ведения бизнеса.

Низкое доверие к бизнесу может ограничивать возможности компаний привлекать инвестиции и кредиты. Тем более что в нынешней глобальной экономике инвесторы и банки становятся более требовательными в отношении своих партнеров из стран, представляющих повышенный риск. Компании вынуждены доказывать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, а это возможно лишь при обеспечении помимо финансовых показателей таких условий, как забота о здоровье работников, безопасность труда, укрепление процессов внутреннего управления и контроля, развитие молодого поколения менеджеров. Только компании, способные продемонстрировать приверженность долгосрочному развитию как своего бизнеса, так и рынков функционирования, останутся привлекательными даже в периоды глобального экономического спада.

Что может сделать российский бизнес, чтобы изменить свой имидж к лучшему? Щедрых рекламных кампаний и глянцевых социальных отчетов явно недостаточно. Должна быть изменена сама система управления компаний, и это понимание уже существует в российском бизнесе: за последние годы появились примеры значительных изменений в поведении компаний. Об этом, в частности, пойдет речь на открывающемся сегодня конгрессе РСПП «Деловая репутация: ответственность, прозрачность, устойчивость».

Здоровье, бизнес-стандарты, молодежь

Некоторые компании, например, осознают демографическую проблему – работающее население уменьшается из-за хронических заболеваний и преждевременной смертности. Российская экономика испытывает огромные потери, а без радикальных мер для предотвращения заболеваемости продолжение сегодняшнего роста экономики просто невозможно. Бизнес, понимая это, уже проводит современные программы по улучшению здоровья и безопасности труда. Такие компании, как ТНК-ВР, «Русал» и корпорация «Уралсиб», внедрили систему мониторинга здоровья своих сотрудников, ввели образовательные программы, мотивирующие к здоровому образу жизни. Сейчас для популяризации здорового образа жизни на рабочих местах, а также в городах и регионах, где присутствуют компании, создается бизнес-альянс «Бизнес и здоровье общества».

Вопрос коррупции стоит в настоящее время в России особенно остро. Но благодаря внедрению принципов корпоративного управления наблюдается определенный сдвиг, в первую очередь в борьбе с мошенничеством внутри компаний. В новой публикации IBLF «Повышение стандартов ведения бизнеса в России» компании РАО «ЕЭС России», СУЭК и другие подтверждают, что результатами перехода на МСФО, укрепления системы внутреннего аудита, воспитания бизнес-этики у сотрудников и партнеров-поставщиков стали снижение издержек, увеличение производительности и улучшение деловой репутации.

В прессе уже много говорилось о неспособности образовательной системы удовлетворить современные потребности бизнеса и неподготовленности молодых кадров. Бизнес не может заменить государство, полностью финансируя образовательную систему или руководя ее реформой, но он может поддержать эти процессы. Новое законодательство об эндаументах поощряет бизнес инвестировать в образование: компании участвуют в финансировании институтов и частных университетов, благотворительные фонды предоставляют гранты и стипендии для студентов. При поддержке Минфина, Госдумы и IBLF создан координационный комитет для выработки мер по повышению финансовой грамотности населения. Среди проектов, курируемых комитетом, – сайт azbukafinansov.ru, созданный при поддержке Citigroup и Visa, и уникальная схема микрокредитования молодых предпринимателей в Калуге с участием банка ABN Amro и благотворительной организации Oxfam.

Здоровье, бизнес-стандарты, молодежь – вот три направления, показывающие, как компании реально инвестируют в ответственность, прозрачность и устойчивость. Их руководители осознали взаимосвязь между ответственным ведением бизнеса, репутацией и долгосрочной прибыльностью компании.

Состояние окружающей среды сегодня один из важнейших вопросов для мирового сообщества. Российские компании могли бы уделять значительно больше внимания таким экологическим решениям, как снижение выбросов, продвижение эффективного расходования энергии, разработка альтернативных источников энергии.

Не исключение, а правило

В отношениях власти и бизнеса нужно больше взаимопонимания. Компании могут теснее сотрудничать с государством в эффективном решении социальных проблем, а госорганы могут активнее консультироваться с компаниями и бизнес-ассоциациями по выработке социальной политики.

Ведущие компании могут более активно делиться с другими своим положительным опытом ответственного ведения бизнеса. Как видно из приведенных примеров, это вопрос не столько дополнительных финансовых инвестиций, сколько участия: маркетинговые, финансовые, организационные навыки, которыми располагает бизнес, могут быть полезными и для других секторов экономики, например для государственных учреждений или некоммерческих организаций. Необходимы лишь желание сотрудничать, готовность инвестировать время и знания, наличие энтузиазма и творческий подход.

Репутация России поднимется на новый уровень, когда ответственное ведение бизнеса станет правилом, а не исключением. Желание лидеров российского бизнеса участвовать в решении вопросов улучшения здоровья населения, борьбы с коррупцией, развития молодежи и охраны окружающей среды покажет мировому деловому сообществу, что российский бизнес готов сам вкладывать в возрождение России. Это лучший способ для привлечения новых инвесторов и полной интеграции российского бизнеса в мировую экономику.