Ханнес Шарипутра Хопра: «Сибирь казалась мне краем света», - Ханнес Шарипутра Хопра, генеральный директор страховой компании «Росно»

О жизненной философии, любви к России и о том, как Allianz завоюет российского клиента, «Ведомостям» рассказал гендиректор «Росно» Ханнес Хопра

Ханнес Хопра попал в страховой бизнес случайно. Он рассказывает, что, оказавшись на собеседовании в Allianz, познакомился с человеком, который объяснил ему, «что на самом деле значит страхование», – с Клаусом Юнкером, курирующим в Allianz Центральную и Восточную Европу. Собеседование длилось несколько часов, когда Хопра шел домой, решил: «Попробую поработать в Allianz, а через год или два, когда найду что-нибудь другое, уволюсь». Минуло 11 лет, а Хопра до сих пор в Аllianz. Он пришел в компанию, когда она начинала международную экспансию, подключился к этому делу и в итоге добрался до России.

11

лет своей жизни Ханнес Хопра посвятил работе на страховой концерн Allianz

1996

стал куратором бизнеса группы Allianz в Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии

2004

назначен членом правления и совета директоров «Росно»

2007

назначен гендиректором «Росно»

«Росно»

универсальная страховая компания. Общая сумма страховых премий по МСФО в 1-м полугодии 2007 г. – $578,8 млн. Чистая сумма произошедших убытков – $235,6 млн. Чистая прибыль – $1,5 млн. Акционеры – страховой концерн Allianz SE (97%) и АФК «Система» (3%). «Росно» занимает 4-е место в России по объему страховых премий за 1-е полугодие – 13,2 млрд руб. (по РСБУ).

Чем Allianz владеет в СНГ:

РОССИЯ «Росно», «Росно-МС», «Альянс Росно жизнь», «Альянс Росно управление активами», «Медэкспресс», Allianz Russia, «Альянс лайф», «Альянс риск аудит», «Прогресс-гарант», «Прогресс», «Прогресс-мед»; УКРАИНА «Росно Украина», «Альянс Росно життя»; КАЗАХСТАН «АТФ- полис»

– Вы родились в Бонне, работали в Германии, отвечали в Allianz за развитие бизнеса в Африке, Южной Азии и на Среднем Востоке. Каково теперь работать в России?

– В России приятно работать, мне нравятся люди, традиции и страна. Там, где мне пока довелось побывать, я чувствовал себя комфортно. Мне повезло, что в детстве я жил в двух культурах: дома царила культура Индии, а за порогом дома – культура и традиции Германии. Дома мы общались по-пенджабски, а вне дома – по-немецки. С моей внешностью в Германии я казался иностранцем, и меня постоянно спрашивали: «Ты откуда-то издалека?» Так что мне поневоле пришлось искать ответ на вопрос: каковы традиции нашей исторической родины? А когда я общался с коренными индийцами, приходилось много рассказывать о Германии. Такое происходило постоянно, и благодаря этому уже в раннем возрасте я стал осознавать различия между странами и народами, что вызвало у меня интерес к другим странам и культурам. Так что когда [бывший гендиректор «Росно»] Леонид Меламед пригласил меня присоединиться к его команде, я подумал: «Да, это так здорово, я хочу попробовать».

– Что удивило в России?

– На новом месте в первую очередь корректируются стереотипы и предубеждения. Мое первое знакомство с Россией состоялось в 1992 г. Студентом я посетил Москву, поехал в Иркутск по Транссибу. О Сибири я читал в книгах, и она казалась мне почти краем света. Меня поразил уровень развития Иркутска и его экономики, и, конечно, неизгладимое впечатление оставил Байкал. Я очень хорошо помню саму поездку на поезде, потому что там впервые столкнулся с русским гостеприимством, а это нечто незабываемое. К сожалению, иногда оно выражается в жидкой форме. (Смеется.) Я не знал ни слова по-русски, но мне и друзьям пришлось провести в одном купе с русскими попутчиками 72 часа, и мы так подружились! Когда вернулся домой, именно это вспоминал в первую очередь. «Это одни из самых открытых и гостеприимных людей, которых я когда-либо встречал», – думал я. Поэтому, когда в 1998 г. я стал ездить в Россию по делам, а с 2004 г. начал здесь работать, у меня была готова почва для приземления. Я знал, куда еду, много лет следил за происходящим в России.

– Зимой Allianz получил контроль над «Росно». Почему немцы и «Система» долго не могли решить, кто станет хозяином компании?

– Мы сразу договорились о сроках, когда почти весь пакет акций получит Allianz. Планировали IPO для установления рыночной цены. Но потом определили цену, исходя из оценочных факторов, играющих роль на таком быстро развивающемся рынке, как Россия. В итоге все решила договоренность между [председателем правления Allianz SE] Михаэлем Дикманом и Владимиром Евтушенковым.

– Вы третий за 1,5 года гендиректор «Росно» после Левана Васадзе и Леонида Меламеда. Вас выбрали, поскольку вы давно в России?

– Полагаю, для Allianz было немаловажно, что я знаком с местным рынком, с компанией и участвовал в переговорах с самого начала. Я хорошо знал «Росно», у меня была эмоциональная привязанность к компании.

– Недавно «Росно» покинул бывший первый замгендиректора Владимир Гурдус, проработавший в компании более 10 лет. Для чего Allianz пригласил его и Меламеда в совет директоров «Росно»?

– Леонид и Владимир – основатели «Росно», такие люди могут принести много полезного в работу совета. Они работают в интересных и важных для нас областях. Гурдус – один из самых компетентных экспертов в медстраховании, глава медицинского сектора в «Системе». Немногие, как Леонид, Владимир и Евгений Кургин, могут похвастаться тем, что в непростое время основали компанию в новой для них области, вывели ее в лидеры, а затем привлекли внимание одного из мировых страховых гигантов.

– Спустя несколько месяцев после приобретения «Росно» Allianz купил «Прогресс-гарант», но так и не объявил сумму сделки.

– «Прогресс-гарант» – быстро растущая и прибыльная компания, у нее интересный и сбалансированный портфель. Стороны подписали соглашения о неразглашении, да и объем сделки таков, что мы не видим необходимости указывать ее сумму в финансовой отчетности. Она не настолько велика, чтобы влиять на стоимость группы Allianz.

– Allianz не обязан раскрывать эту цифру?

– Не обязан. А будет ли она раскрыта, зависит от наших договоренностей с партнером. Такая же ситуация была с «Росно» – партнеры договорились, и сумма сделки была названа.

– Будут ли российские компании Allianz по страхованию «не жизни» – «Прогресс-гарант», «Росно», Allianz Russia – объединены в одну? Как Allianz будет разделять розничный и корпоративный бизнес в группе?

– Сейчас идет процесс реструктуризации бизнеса Allianz в России и СНГ, цель которого – полная ориентация на клиента и возможность быстрее реагировать на рыночные перемены. У нас будет единый внутренний подход к управлению всеми компаниями группы. Вне его пока останется лишь «Прогресс-гарант»: есть договоренности, что компания останется независимой как минимум два года.

Allianz Russia будет отвечать за специализированные сегменты клиентов, повышая эффективность мидл- и бэк-офиса. Другие направления бизнеса – страхование жизни, управление активами – также будут внедрены в общую структуру, но сохранят собственный бренд и уникальность продуктов.

– Что будет с брендами «Росно» и «Прогресс-гарант» дальше?

– Бренд «Росно» останется, это наш флагманский бренд в России. Сохранится и бренд «Прогресс-гарант». Но и к тому и к другому добавится указание на принадлежность к группе Allianz.

– Доля группы Allianz в России на рынке страхования «не жизни» в 2006 г. составила, по данным Allianz, 8,1% (3-е место), в страховании жизни – 8,3% (4-е место). На рынках, где работает Allianz, компания занимает 1-е или 2-е место. В России стать первым лишь за счет органического роста будет трудно. Ждать еще покупок от Allianz?

– Наши амбиции не ограничиваются 3-м местом на рынке. Мы планируем увеличить долю рынка, заняв более высокое место, цель в среднесрочной перспективе – 10% рынка. С другой стороны, мы работаем в сфере услуг, и для меня важно предлагать клиентам лучшие на рынке продукты и услуги. Качество услуг имеет решающее значение сегодня. Для достижения этой цели мы должны много и упорно работать, постоянно совершенствуясь. Попадутся привлекательные объекты, которые позволят расширить портфель, – не исключаю их приобретения. Но я не считаю покупку других компаний чем-то необходимым или уместным в нынешней ситуации.

– Будут ли на российском рынке преобладать иностранные компании и если да, то почему?

– Думаю, в будущем мы увидим все больше иностранцев в России. Однако я считаю, что на протяжении нескольких лет здесь будут представлены как местные компании, так и страховщики с иностранным капиталом. На мой взгляд, самое главное для клиентов – ориентированность на их интересы и прогресс в технологиях, и не столь важно, с какой стороны исходит инициатива. Опыт показывает, что развитие ускоряется, когда в дело вступают иностранные компании. Но дело не только в том, откуда берется капитал. Еще и в том, как им распоряжаются.

– «Росно» выступала титульным спонсором бывшего хоккейного турнира на приз газеты «Известия». Не планируете вернуть ему название «Кубок «Росно»?

– Наш бренд сейчас самый узнаваемый на рынке. Партнерство с Федерацией хоккея и вся рекламная кампания направлены на поддержание, подчеркивание и увеличение узнаваемости бренда. Также нам важно поддерживать этот показатель на высоком уровне, но нужно увеличивать цифры и внутри «воронки бренда». «Росно» – официальный страховщик сборных России по регби и баскетболу. Я рад, что наше спонсорство принесло баскетболистам, выигравшим чемпионат Европы, удачу.

– «Росно» везет на руководителей с экстремальными увлечениями. Меламед ездил на работу на мотоцикле, Васадзе играл в регби и даже получал травмы. У вас тоже есть экстремальное хобби?

– Вы говорите о хобби столь же экстремальном, как моя работа? (Смеется.) Если серьезно, вряд ли я смогу найти среди своих хобби что-то экстремальное. Мне очень нравится спорт, я люблю футбол и легкую атлетику. Люблю ездить на велосипеде, правда, для Москвы и это хобби может считаться опасным. Люблю читать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах. Впрочем, вскоре я собираюсь попробовать сесть на мотоцикл.

«Если боишься жары, не суйся на кухню»

Ханнес Хопра о бизнесе Allianz на постсоветском пространстве

1 «В Allianz я работал только с быстро растущими рынками, и процесс развития имеет много общего во всех странах. На таких рынках у человека много возможностей и шансов, но имеются и определенные риски. Но, как говорил Гарри Трумэн, «если боишься жары, не суйся на кухню». 2 «Росно» вышла на рынок Украины в конце 2005 г., а в 2006 г. компания вошла в топ-20 местных страховщиков. В связи с недавней волной приобретений я не считаю, что на украинском рынке сейчас подходящие условия для покупок. Этот рынок перегрет». 3 «На днях мы завершили покупку 100% акций компании «АТФ-полис» в Казахстане. Allianz стал крупнейшим иностранным страховщиком в этой стране с долей рынка 7%». 4 «Приоритетом в сделках M&A для нашей компании является не доля рынка, а прибыльность бизнеса». 5 «Какого акционера считать иностранным в эпоху глобализации? Разве столь важно, откуда берется капитал и кто за ним стоит? У капитала нет паспорта, капитал очень гибок. Куда правильнее анализировать успехи менеджмента, чем выяснять происхождение капитала» (информацию об активах Allianz на постсоветском пространстве – см. в разделе «О компании»).