Вино из дубовой бочки

В 1998 г. Владимир Сысоев изобрел клапан, благодаря которому вино можно разливать прямо из бочки. Сейчас винный бизнес приносит ему 5 млн руб. в месяц

Бочки Сысоев решил делать сам. На мурманской свалке его сотрудники нашли станки для производства бочек, потом два месяца их чинили. Бочки начали делать по разработанным еще в СССР ГОСТам. Первая бочка получилась цилиндрической. «Бочка должна быть пузатенькой», – подумал Сысоев. Потом эту пузатость пришлось долго доводить до ума, вспоминает он.

Я пью только вино своего разлива, если его нет, лучше я выпью водку», – говорит директор и владелец компании «Международный центр бизнеса» Владимир Сысоев. Сысоев родился в Пензенской области, в детстве переехал в Санкт-Петербург, где получил специальность слесаря-сборщика авиадвигателей. До 30 лет проработал в авиации, но при первой же возможности – в начале 90-х гг. – занялся бизнесом. «Обычный путь купли-продажи, вначале ларьки, потом опт, – вспоминает Сысоев. – В 1995 г. начал привозить в Россию молдавские вина». В 1996 г. Сысоев вошел в качестве главного учредителя и владельца в уже зарегистрированную, но неработающую компанию «Международный центр бизнеса» (МЦБ). К 1998 г. МЦБ поставляла на рынок около 4 млн бутылок вина в месяц. «МЦБ была главным дистрибутором молдавских вин «Гарлинг», – комментирует глава информационного департамента Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.

Без воздуха

В 1998 г. один из клиентов рассказал Сысоеву, что кто-то якобы продает вино в розлив из бочек. Информация не подтвердилась. Но идея понравилась. Вскоре выяснилось, что в открытой бочке вино быстро портится. Тогда он изобрел компрессионный клапан, закрывающий доступ воздуха к вину. На отработку, экспертизы и сертификацию устройства ушло около двух лет, в 2000 г. Сысоев запатентовал свое изобретение в Европе и России. «МЦБ разработала новую технологию розлива и хранения виноградных вин в дубовых бочках, исключающую подсос воздуха через сливной кран. Подобное устройство дубовых бочек лучше сохраняет качество вина, а также придает ему дополнительные вкусовые качества», – заключает главный диетолог комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга академик РАЕН, профессор Владимир Доценко.

Деньги на бочку

Инвестиции в бондарное производство Сысоев подсчитал лишь в 2005 г. «Я единственный владелец компании, поэтому вкладывал все, что зарабатывал», – говорит он. Первые подсчеты сделал лишь в 2005 г. Оказалось, что вложения за шесть лет составили почти 4 млн евро. Сырье для бочек – кавказский дуб – в МЦБ сперва покупали в бревнах, но оказалось, что из бревна получается не больше 18% клепки (дощечки, из которой собирается бочка). Поэтому в компании перешли на дубовую доску стоимостью около 900 евро за 1 куб. м. Сама же клепка стоит 1500 евро за 1 куб. м. «Мы также делаем бочки из дуба, покупаем его в бревнах, которые стоят от 4500 до 6000 руб. за 1 куб. м, причем каждый год цена дуба увеличивается», – говорит Денис Капитонов, директор московской компании «Стамеска».

Весной 2001 г. МЦБ начала первые продажи вина из собственных бочек. «Я лично стоял в магазине. Сначала очень переживал, будут ли покупать вино, но процесс пошел», – рассказывает Сысоев. В первый месяц МЦБ продала не больше 30 бочек вина, заработав около 90 000 руб. Постепенно МЦБ обзавелась собственным «бочкопарком» в 6000 бочек. «Эти бочки – как коровы, многократного использования, – объясняет Сысоев. – Мы заливаем вино, продаем, потом обрабатываем бочки и снова заливаем вино».

«В магазине вино наливается из бочки прямо при покупателе, – объясняет Сысоев. – Мы продаем аргентинское вино по цене 160 руб. за 1 л. Низкая цена часто даже отпугивает потребителя, который считает, что хорошее вино не может быть дешевым».

МЦБ продает вино в 11 магазинах Санкт-Петербурга – супермаркетах сети «О’кей», в месяц компания продает около 30 000 л вина, зарабатывая на нем около 5 млн руб. Еще одним источником дохода стали сами бочки. МЦБ производит тару для компаний «Дагвино» и «Игристые вина». «МЦБ сделала по нашему заказу больше 1000 бочек емкостью 420 л и 270 л – для выдержки коньячных спиртов, а также небольших бочек для продажи в них коньяка и бренди», – рассказывает Любовь Краснова, генеральный директор компании «Дагвино» (Санкт-Петербург).

Потенциал или ниша?

В ближайших планах Сысоева – расширение ассортимента. Он ведет переговоры с виноделами из Франции о том, чтобы отправлять к ним пустые бочки и разливать вино сразу после созревания. Такое вино Сысоев собирается продавать уже по 500–600 руб. за 1 л.

По подсчетам Сысоева, в России в год производится около 3000 бочек стоимостью около $500 каждая. По мнению Капитонова, сюда надо добавить еще около 3000 небольших бочек, стоимость которых не превышает $100 за штуку. Компаний, занятых промышленным бондарным производством, в России не больше пяти. «Вино из бочки, конечно же, привлекательнее, чем вино из пакета», – уверен Капитонов. «Сысоев – единственный, кто в промышленных количествах продает бочковое вино в розлив. В некоторых супермаркетах иногда стоят бочки якобы для розлива вина. Как правило, это – муляжи, в которых просто спрятана емкость с вином», – утверждает Дробиз. «Я думаю, что этот бизнесмен [Сысоев] сможет занять свою нишу», – осторожен в своих оценках директор по исследованиям компании Discovery Research Group Александр Болтавин.

От бутылки не отучишь

По оценкам компании DRG, емкость российского рынка вина в 2007 г. составила около 100 млн дал (1 дал равен 10 л). 87% этого рынка занимают вина в бутылках. «Российские виноделы начали осваивать нетрадиционную упаковку – двух- и трехлитровые коробки Bag-in-Box, литровые емкости Tetra Pak, ПЭТ, керамические бутылки и даже полиэтиленовые кувшины. Участники рынка объясняют интерес к новым видам упаковки их более низкой стоимостью», – говорит Болтавин из DRG. «В розлив в России продается не больше 1% вина», – полагает Дробиз.