Oт редакции: Долго ли коротко


Сентябрьская инфляция, особенно рост цен на продукты, стала первым серьезным вызовом для правительства Виктора Зубкова. На вызов возможны краткосрочные и долгосрочные ответы. Можно не сомневаться, что в преддверии выборов краткосрочные ответы будут даны. По долгосрочным такой уверенности нет.

В пятницу Росстат констатировал, что в сентябре потребительские цены выросли на 0,8%, а с начала года – на 7,2%. Вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина признала, что выполнить план по инфляции (8%) по итогам года не удастся. Быстрее всего в сентябре росли цены на продукты питания – накануне выборов неприятный факт. Вчера правительство придумывало «продуктовые» меры по борьбе с ростом цен (см. статью на стр. А3). Уже решено, что будут повышены экспортные пошлины на пшеницу и ячмень и снижены импортные – на молоко и молочные продукты. Однако на инфляции сказался не только неурожай. По данным ИЭПП, за восемь месяцев года тарифы на грузовые перевозки выросли на 11,7%, на строительную продукцию – на 10,2%, на топливно-энергетические ресурсы – на 44,9%. Загрузка мощностей по производству строительных материалов достигла предела, и цена на цемент выросла на 38,1%.

По большому счету главным фактором роста инфляции стал рост цен на нефть. Нефтедоллары, а также масштабные заимствования компаний за рубежом привели к большому притоку капитала в первом полугодии. Нельзя забывать и о росте бюджетных расходов, росте зарплат, росте внутренних тарифов. Срочным ответом на рост инфляции вообще, вероятно, будет очередное укрепление рубля – мера противоречивая хотя бы потому, что крепкий рубль провоцирует новый приток капитала и новый виток инфляции.

Как ни банально это прозвучит, нужно снизить зависимость от нефти. В долгосрочном плане России необходимо изменение модели экономического роста. Несмотря на позитивные оценки со стороны инвесторов, в России все еще мало длинных денег.