Позорное творчество

Министр Соколов счел выставку «Соц-арт. Политическое искусство» порнографией

Запретные носы. Октябрь 2006 г.

Таможня «Шереметьево» задержала отправку за границу коллажей группы «Синие носы» из серии «Маски-шоу» (куплены британским галеристом Мэтью Боуном). На одной из картин были изображены полуголые мужчины в масках Владимира Путина, Джорджа Буша и Усамы бен Ладена.

Май 2006

Коллажи той же группы не доехали до дрезденской Staedtische Galerie.

Выставка должна открыться в парижском выставочном зале La Maison Rouge 21 октября. Отдел новейших течений Третьяковской галереи и французский фонд поддержки русского искусства представляют работы Комара и Меламида, Эрика Булатова, Александра Косолапова, Леонида Сокова.

«Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной», – заявил вчера министр культуры Александр Соколов на пресс-конференции. По его словам, в Париж «вывозится та самая порнография, те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки». Речь идет о фотографии «Эра милосердия» группы художников «Синие носы»: целующиеся в березовой роще милиционеры. Состав выставки утверждался в Роскультуре, несколько работ, в том числе и эта, к показу в Париже допущены не были.

Выставка уже была показана весной в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Cоцартисты Булатов, Кабаков, Дубосарский, Виноградов, Комар и Меламид – наиболее высокооплачиваемые среди living-artists художники направления соц-арт, отмечает эксперт антикварного рынка Дмитрий Буткевич. В июне картина Кабакова «Номер люкс» ушла на лондонском аукционе Philips de Pury & Company за $4 млн, Булатов продал свою картину там же за $1,8 млн.

Сейчас собранная выставка, как сообщили «Ведомостям» в Третьяковке, находится на таможне и готова к отправке в Париж. По словам начальника отдела по связям с общественностью Элеоноры Тян, французская сторона в ней очень заинтересована, а высказывание министра для музея неожиданность, на которую они готовят письменный ответ. Запрет на вывоз распространяется лишь на предметы искусства старше 50 лет, говорит Буткевич.

Соколов подчеркнул, что это его личное мнение, и переложил ответственность за «порнографию» на директора Третьяковки Валентина Родионова (сейчас он находится в больнице).

«Я бы понял, если бы Соколов был недоволен сегодняшним, актуальным искусством, но соц-арт – часть истории России, министр культуры должен знать его, как передвижников, – недоумевает галерист Марат Гельман. – Наше современное искусство востребовано в мире, и очень хотелось бы спокойно с ним работать, без скандалов».

Беспрецедентным по степени жесткости, хрущевским по стилистике называет высказывание Соколова гендиректор Центра политконъюнктуры Михаил Виноградов. Но он считает, что не стоит опасаться цензуры в искусстве: чиновники понимают, что всерьез погружаться в эту тему – демонстрировать некомпетентность, но Соколов, как лидер московского предвыборного списка «Справедливой России», возможно, пытается найти свое лицо за рамками правительства. По мнению культуролога Даниила Дондурея, даже личное мнение министра культуры имеет общественное измерение и оно будет учтено музейными работниками: «Это его попытка очертить будущие границы государственной культурной политики, поставить новые идеологические шлагбаумы».