Инвестфонд ничего не тратит

Чиновники очень долго договариваются, как выделить деньги, и цена государственных проектов растет
Е. Кузьмина

Из-за долгого согласования документов инвестпроекты подорожали, критиковал Минфин, Минэкономразвития и Минтранс на заседании правительства премьер Виктор Зубков. Пока министерства согласовывали изменения в положение об инвестфонде, стоимость строительства Западного скоростного диаметра – одного из утвержденных правительством объектов – выросла с 82 млрд руб. до 120 млрд руб.

В 2006 г. инвестфонд должен был выделить на проекты 69,7 млрд руб., но почти вся сумма была перенесена на этот год. В 2007 г. инвестфонд готов профинансировать 180 млрд руб. Но сейчас из девяти проектов, которые должны получить деньги из инвестфонда, подписаны соглашения по трем, а финансирование началось только по одному, рассказал сотрудник пресс-службы Минэкономразвития. С начала года было выделено всего 200 млн руб. – на транспортную инфраструктуру в Читинской области, рассказал источник, знакомый с процессом финансирования. Причин несколько, объясняет чиновник правительства. Так, положением об инвестфонде предусмотрено, что у проекта может быть только один заказчик, а на практике их два – Российская Федерация и регионы. Кроме того, не утверждено постановление правительства о контроле за реализацией инвестпроектов.

Объем инвестфонда до 2010 г. будет увеличен с 450 млрд руб. до 543,5 млрд руб., заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании правительства. Но эти деньги закладываются не на удорожание проектов, а на новые инвестиции, пояснили в пресс-службе министерства.

Неудивительно, что Западный скоростной диаметр подорожал, говорит первый зампред комитета по инвестициям петербургской администрации Роман Старовойт: цена строительства была определена в 2004 г. и за три года выросла примерно в полтора раза, в первую очередь из-за удорожания цемента. По данным Росстата, с 2004 г. цены на цемент выросли на 139%.

По остальным проектам, которые должны финансироваться через инвестфонд (транспортных из них шесть), расчеты производились недавно, поэтому они не выросли в цене, уверяет пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов.

Практически весь объем запланированных на 2007 г. средств перейдет на следующий год, полагает директор Института региональной политики Булат Столяров. Сроки по началу финансирования большинства проектов уже срываются, считает он: главная задача власти в этом году – распечатать инвестфонд. Масштабное финансирование еще не началось, а уже меняются правила игры: появляется новый координатор – Минрегионразвития, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch.

Инвестфонд как институт развития пока не оправдывает себя, считает экономист «Траста» Евгений Надоршин. Еще год-два деньги будут переноситься, а потом инвесторы потеряют интерес.