Не народное это дело

Депутаты предлагают сделать институт референдума «спящим»: на бумаге есть, а проводить его ни по какому вопросу нельзя

Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный конституционный закон «О референдуме».

Авторы поправок единороссы Владимир Груздев, Валерий Гребенников и Александр Москалец хотят запретить выносить на референдумы вопросы, относящиеся к исключительной компетенции органов госвласти: федеральных бюджета, налогов и сборов, выпуска госзаймов, изменения финансовых обязательств государства, госрегулирования, денежной эмиссии, международных договоров, статуса и защиты границы, войны и мира.

Сейчас на референдуме можно решить, чтобы бюджет вносило не правительство, а Минфин, отменить суд присяжных или разрешить Общественной палате принимать законы – были и такие предложения, говорит Гребенников; по новому закону такое будет недопустимо.

Другая новация депутатов лишает ЦИК права прекращать референдум. Это право получает Верховный суд – он направит запрос в Конституционный суд в случае правовых сомнений.

По новому закону, чтобы провести референдум, надо будет обратиться в ЦИК за проверкой организационной части, объясняет Гребенников, ЦИК получит в ВС заключение и с его учетом зарегистрирует инициативную группу или откажет ей. Отказ можно обжаловать в ВС. Факт, что придется жаловаться суду на его же решение, Гребенникова не смущает: «Верховнее, чем Верховный суд, не бывает».

Поводом для правки законодательства стало постановление КС от 21 марта. Он разрешил выносить на референдум вопросы, затрагивающие финансовые обязательства государства, если не надо пересматривать бюджет. Решение было принято по запросу КПРФ, которая добивалась референдума с 2005 г. ЦИК запретил его, а ВС это решение поддержал.

Это не соответствует позиции КС и требует дополнительного обсуждения, считают в правовом управлении Госдумы: в законодательстве понятие исключительной компетенции органов госвласти не установлено, не исключено расширенное толкование.

Если закон будет принят, референдум потеряет смысл, предупреждает член ЦИК Евгений Колюшин: на бумаге есть, а проводить его ни по какому вопросу нельзя, ведь к органам госвласти относятся и судебная, и представительная, и исполнительная власть, т. е. все органы, кроме муниципалитетов и избиркомов.

Это издевательство над духом решения КС, видимо, снова придется туда обращаться, вздыхает секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев.

Исполнить решение КС можно с точностью до наоборот, говорит судья КС в отставке Тамара Морщакова: ни один закон не может ограничить право на обращение в КС, а проверку КС должен вести не по усмотрению третьей инстанции, а по инициативе заинтересованных сторон.