Иммунитет для банков

В России падают ставки, в Казахстане обещают интервенции, американские банки готовятся создать фонд взаимопомощи
Особенности банковских систем определяют арсенал по их защите/ Е. Кузьмина

«С экономической точки зрения тратить государственные резервы на поддержку акций – не очень удачная идея. Рынок сам определяет цену, и такое вмешательство просто не имеет смысла», – говорит аналитик по стратегиям «Ренессанс капитала» Ованес Оганисян. Аналитик Альфа-банка Ринат Гайнуллин также не видит оснований для массированного выкупа акций банков. «После того как Fitch решило не менять в сторону понижения прогноз по суверенному рейтингу Казахстана, некоторые акции выросли. Скорее всего, если на зарубежных финансовых рынках не будет сильных потрясений, рост возобновится», – отмечает он. Инвесторы, которые держат средства в казахстанских акциях, могут воспользоваться моментом и продать их той же «Казыне», предостерегает экономист «Атон-брокера» Владимир Осаковский.

Приглашение. Жан-Клод Трише

Председатель Европейского центробанка. «Российские банки могут обращаться за рефинансированием в Европейский центробанк, мы не закрытый магазин. Но доступ к рефинансированию имеют не все иностранные банки, а только те, которые достаточно активно работают в еврозоне» ИНТЕРФАКС

Забытые цены

В пятницу вместо привычных 6,5–7% банки первого круга кредитовались на межбанковском рынке в среднем под 2,35–3,1% годовых на день, а банки второго круга, по данным «Интерфакса», – под 3,75–4,75% вместо 6,5–7,6%. Этому предшествовал ряд шагов ЦБ – снижение нормативов обязательных резервов, рублевой ставки для сделок «валютный своп» с 10% до 8% годовых, а также расширение списка бумаг, принимаемых в залог по кредитам.

«Мы уже передали в ЦБ данные, и скоро он вернет нам причитающиеся ресурсы», – сказал член правления банка «Петрокоммерц» Виктор Жидков. Он убежден, что возможностью вернуть досрочно часть средств из ЦБ воспользуется большинство банков. Так, МДМ-банк рассчитывает получить обратно из резервов 1,5 млрд руб., говорит член правления МДМ-банка Андрей Ильин.

Ставки на межбанковском рынке падают не по факту возврата средств из резервов, достаточно уже гарантий получения денег, уверяет Ильин. «Если банки давали сегодня под 4% в рамках сделок репо – это значит, что есть лишние деньги, а не только их ожидание», – отмечает аналитик банка «Ренессанс капитал» Николай Подгузов. По его словам, рынок чувствует возвращение ликвидности: в последнее время увеличились остатки на корсчетах и депозитах в ЦБ, за первые 10 дней октября было продано много валюты экспортерами и нерезидентами (около $8 млрд), приток капитала от восстановления резервов сулит дополнительно 70 млрд руб., а в последние три месяца года ожидаются повышенные расходы бюджета.

Впрочем, ставка на уровне 6% может скоро о себе напомнить. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев на прошлой неделе в очередной раз констатировал окончание эры дешевых денег. «Можно ожидать, что в условиях отсутствия форс-мажорных обстоятельств ставки межбанковского рынка могут сохраняться на уровне 4–5%. А ко времени, когда предстоят большие налоговые выплаты (после 20 октября), ставки будут расти, но не существенно превысят 6%», – полагает Подгузов.

Восточные страсти

Снижение котировок ценных бумаг эмитентов из Казахстана обеспокоило президента страны Нурсултана Назарбаева. «Я поручил правительству вместе с фондом «Казына» рассмотреть вопрос выкупа акций наших компаний на международных рынках», – заявил Назарбаев. А банк, оказавшийся в действительно сложной ситуации, может рассчитывать на то, что власти вмешаются в его судьбу «самым серьезным образом», подчеркнул Назарбаев и распорядился выделить $4 млрд в специальный фонд.

Падение стоимости акций казахстанских компаний произошло после понижения рейтингов республики агентством Standard & Poor’s. 8 октября долгосрочный рейтинг обязательств страны в иностранной валюте был снижен с ВВВ до ВВВ-, самой низкой ступени инвестиционного уровня.

«Казына» – государственный холдинг, главная задача которого – диверсификация экономики Казахстана и снижение ее зависимости от нефти. За первое полугодие 2007 г. «Казына» инвестировала $1,8 млрд в 183 проекта.

Капитализация 13 казахстанских компаний, торгующихся на мировых биржевых площадках, составляет почти $51 млрд. «При желании в «Казыну» при наличии политической воли можно довольно быстро переложить практически весь Национальный фонд, в котором сейчас находится порядка $18,5 млрд», – полагает Осаковский. Количество акций в свободном обращении трех казахстанских банков, торгующихся на Лондонской фондовой бирже, – менее $4 млрд. Было бы достаточно нескольких десятков миллионов долларов, чтобы поднять их котировки, считает Гайнуллин.

Соломка для гигантов

Крупнейшие американские банки готовятся создать фонд на $100 млрд для выкупа ипотечных активов у аффилированных с банками структур. Для обсуждения нового фонда представители банков собрались три недели назад в министерстве финансов США, рассказывают источники, знакомые с ходом переговоров. Их вел замминистра по внутренним финансам Роберт Стил, бывший менеджер Goldman Sachs Group и один из главных советников министра Генри Полсона. Связано это с опасениями на рынке, что десяткам аффилированных с банками фондов придется за бесценок распродавать проблемные активы на миллиарды долларов, а самим банкам – списывать на балансах стоимость этих фондов, что может привести к новому кризису.

По оценке Moody’s, на 28 августа активы фондов, работающих со структурированными инструментами, составляли $400 млрд. Главный игрок на этом рынке – Citigroup, у которой семь фондов с активами на $100 млрд.

Фонды, работающие со структурированными инструментами, зарегистрированы как самостоятельные компании, независимые от банков, учреждающих их. Фонды размещают краткосрочные долги, обычно под невысокую ставку, а привлеченные средства инвестируют в высокодоходные активы с большим сроком обращения, например инструменты, обеспеченные ипотечными кредитами, или активы небольших компаний, которым нужны ресурсы. В августе у многих таких фондов возникли трудности с размещением векселей, что усугубило кризис.

Банки – учредители спасательного фонда будут сами размещать краткосрочные инструменты и покупать активы банковских «дочек», в том числе инструменты, обеспеченные ипотечными кредитами США и кредитами, выданными фондам прямых инвестиций на поглощения компаний. Совместная инициатива поможет «им пережить текущую ситуацию на рынке, которая далеко не благополучна», говорит аналитик Morningstar Джейм Питерс. Предварительное название нового фонда – Master-Liquidity Enhancement Conduit (M-LEC).

Британское управление финансовых услуг (FSA) также призывает местные банки принять участие в создании фонда, рассказывают источники, знакомые с позицией регулятора. Тем более что, например, у крупнейшего британского банка – HSBC Holdings – есть аффилированный фонд Cullinan Finance с долгом на $35 млрд.

Но некоторые топ-менеджеры считают, что Citigroup пытается решить собственные проблемы за счет банков, которым подобная помощь не нужна. Помимо Citigroup, в переговорах с минфином участвовали представители Bank of America и J.P. Morgan Chase, у которых проблемных фондов нет. За помощь в организации спасательного фонда они заработают комиссионные, отмечают источники, знакомые с ходом переговоров.