Красивая жизнь: Уют для небожителей


Все занятые люди нуждаются в отдыхе. Когда привычный отпуск за границей или в загородном доме остается несбыточной мечтой из-за бесконечных авиаперелетов, приходится совмещать приятное с полезным. На Западе среди правительственных организаций и состоятельных граждан существует многолетняя тенденция на перевозки в самолетах, переоборудованных в настоящие летающие дворцы или воздушные офисы.

В последние годы авиастроительные фирмы, уловив благоприятную для них тенденцию, наладили выпуск новых корпоративных самолетов Boeing Business Jet (BBJ) и Airbus Corporate Jet (ACJ) на базе лайнеров Boeing-737, -800, -900 и Airbus A-319 соответственно.

По словам начальника производственного цеха фирмы “Илюшин” Геннадия Степанова, в России летающие дворцы производятся на базе самолетов Ту-134 и Як-42. “Это, как правило, дальнемагистральные лайнеры, на борту которых можно без труда разместить спальню с огромной двухместной кроватью и полноразмерную ванную комнату”, – говорит эксперт. На борту такого самолета пассажиры могут не нарушать привычного ритма жизни: отдыхать, заниматься спортом и работать в специально оборудованном кабинете.

До начала 1990-х гг. спрос на воздушные дворцы рос крайне неспешно. “В те времена такие самолеты приобретали в основном либо правительственные организации, либо знаменитости, либо просто очень богатые люди, пожелавшие обзавестись собственным лайнером”, – рассказывает Степанов.

Однако в течение последних десятилетий ситуация резко изменилась. В 1990-х гг. стал расти спрос на узкофюзеляжные самолеты VIP-класса (небольшие пассажирские лайнеры с салоном, рассчитанным на небольшое количество людей). Состоятельным людям нужны были машины с более низкими эксплуатационными расходами, но с начинкой, по своей технологичности не уступающей экипировке широкофюзеляжных самолетов.

На сегодняшний день на рынке самолетов для очень важных персон выделяется два типа пассажирских лайнеров. Во-первых, это узкофюзеляжные машины типа BBJ и ACJ (XXL Class). Второй подвид летающих дворцов – широкофюзеляжные лайнеры типа Boeing-747, -767 и -777, а также Airbus A-340, А-330, А-310 и А-300. Данный класс самолетов эксперты в области авиации называют VVIP Class (“для самых особо важных персон”). По словам Геннадия Степанова, заказы на такие лайнеры поступают от правительственных организаций, гораздо реже – от частных организаций (не более 2–3 раз в год): сказывается высокая стоимость самих самолетов и услуг по созданию эксклюзивных салонов.

Самолет на заказ

Ни Airbus, ни Boeing, ни тем более российские самолетостроительные компании не выполняют на своих заводах доработку салонов до VIP-варианта. “Все машины, которым суждено превратиться в воздушный дворец, прямо с заводов американских и европейских самолетостроителей перегоняются в центры по доработке, где салоны и техническая начинка лайнеров доводятся до VIP-стандартов в соответствии с пожеланием заказчика”, – говорит ведущий авиаконструктор фирмы “Илюшин” Николай Скворцов. Крупнейшие из подобных технических центров находятся в Европе: центр при Lufthansa Technic в Гамбурге (Германия) и компания Jet Aviation, расположенная в Базеле (Швейцария).

В цеха таких компаний лайнеры приходят в технологической заводской раскраске (так называемые зеленые хвосты) и без какой-либо начинки в пассажирском салоне. “Например, покупатель связывается с компанией Boeing Business Jet и заказывает “зеленый” BBJ, – рассказывает Николай Скворцов. – Ему предоставляется список авторизированных технических центров, где могут быть выполнены работы по модернизации салона в VIP- или VVIP-компоновку. Как только лайнер сойдет со стапелей, он в заводской раскраске и с минимальным набором оборудования перелетает в аэропорт, где расположен техцентр, в котором будет завершен (и сертифицирован) проект доработки самолета”.

Четко установленных сроков доработки до VIP-конфигурации нет – все зависит от того, насколько высокими будут требования к салону самолета. Для узкофюзеляжных машин типа BBJ и ACJ такие работы в среднем занимают от шести до девяти месяцев, для широкофюзеляжных – от 12 до 15 месяцев. К этим срокам следует добавить то время, что уходит на создание проекта модернизации салона, разработку и согласование технической документации.

Доработанный VIP-самолет имеет такие же летные параметры, как и обычный пассажирский самолет. Например, Як-40 развивает крейсерскую скорость 150 км/ч, максимальная дальность самолета составляет 1300 км. В таком самолете могут перемещаться от 11 до 15 человек. Ту-134 обладает улучшенными параметрами: крейсерская скорость лайнера составляет 800 км/ч, он может летать на расстояние до 3300 км.

Цена VIP-вопроса

Создание воздушного дворца – удовольствие не из бюджетных. По словам Геннадия Степанова, нижний предел стоимости доработки узкофюзеляжных самолетов типа ACJ и BBJ может быть равна $5 млн. Верхний предел определяется полетом фантазии и толщиной кошелька покупателя. “Заказчик может потратить до $100 млн на VVIP-интерьер в самолете Boeing-747, оборудованном по последнему слову техники и с самой современной системой развлечений”, – говорит эксперт.

Если не получается иметь в собственности, то вполне можно снять такой самолет. Полететь вшестером на лайнере Learjet 55 из Москвы в Париж будет стоить 15 800 евро. Путешествие для трех человек из Москвы в Днепропетровск и обратно на Як-40 обойдется в $11 400.

Тотальный дизайн

Самолеты VIP-класса предполагают оформление салонов по индивидуальным требованиям заказчика. “Художественное конструирование летающего дворца – наиболее сложный и проблемный вид работ в промышленном дизайне. Здесь нужны знания в области эстетики интерьера, композиции промышленного дизайна, графического планирования, конструкторских аспектов инжиниринга и правовой экспертизы авиационных регулирующих властей. Поэтому создание интерьера для салона самолета требует больших финансовых вложений”, – рассказывает ведущий дизайнер фирмы “Илюшин” Юрий Скороходов.

Каждый предмет интерьера должен быть спроектирован и размещен таким образом, чтобы зрительно салон самолета воспринимался шире и короче, чем на самом деле. “Другими словами, нужно сделать все, чтобы избежать эффекта трубы, когда салон выглядит как длинная и узкая труба. Кроме того, следует принять во внимание вкусы заказчиков, которые в дальнейшем будут пользоваться данным самолетом”, – объясняет дизайнер.

Одна из проблем, с которой сталкиваются создатели авиационного интерьера, – уяснить все запросы и создать универсальную концепцию, которая бы понравилась всем. “Будет ли клиент новичком в авиации или сезонным реактивным “попрыгунчиком”, необходимо предоставить ему достаточно информации для принятия решения”, – говорит Николай Скворцов.

После разговора с клиентом дизайнерская фирма собирает все предметы интерьера вместе, чтобы сделать комплект функционально эффективным и осуществить окончательный вариант проекта в пределах определенного бюджета. “Фирма должна безошибочно угадать вкусы клиента за небольшой период времени. Проект должен достичь баланса между эстетической стороной дизайна, техническими возможностями самолета и нормами авиационных властей”, – резюмирует Скороходов.

В авиации всякие изменения и доработки нежелательны и чрезвычайно дороги. Поэтому перед отправкой самолета в технический центр клиенту показывают трехмерное изображение салона самолета со всеми деталями создаваемого интерьера. Многие дизайнерские фирмы и производственные центры устраивают клиенту виртуальную прогулку по будущему салону с осмотром предметов интерьера, что позволяет избежать ошибок на ранней стадии проектирования.

Неяркий свет

Первым шагом в оформлении салона самолета является разделение пространства на сегменты. “Как правило, в классическом узкофюзеляжном самолете это зона для отдыха, спальня, кухня, туалет, душевая комната и кабинет, если самолет предназначен для деловых целей, – говорит Скороходов. – Это объясняется небольшой полезной площадью салона, которая в большинстве случаев составляет от 40 до 100 кв. м”.

“В салоне самолета необходимо использовать дизайнерские решения, направленные на создание уютной атмосферы. Например, использовать плавные линии в оформлении любых поверхностей”, – считает Шелли Занделл, старший менеджер дизайнерской компании Teague, которая предоставляет консультации отделению Boeing Commercial Airplanes.

Объемная верхняя часть салона и плавные линии изгибов впервые нашли применение в оформлении модели Boeing-777, затем ее стали использовать в оформлении других самолетов. По мнению дизайнеров, отсутствие резких линий и плоских поверхностей визуально увеличивает объем пассажирского салона.

Специалисты в последнее время стали замечать, что степень насыщенности цвета играет решающую роль в оформлении внутреннего пространства VIP-самолета. “Клиенты гораздо чаще просят оформить помещение в светлых тонах”, – говорит Юрий Скороходов. Светлые тона создают ощущение большей высоты, объема, ширины и открытости. Более темные тона визуально уменьшают и сужают и без того небольшое пространство самолета, а также создают эффект замкнутого пространства, убежден дизайнер. Но для полов обычно выбирают покрытия более темных тонов.

В салоне VIP-самолета, как правило, нет места яркому свету. Осветительные приборы размещаются таким образом, что свет, отражающийся от изогнутых поверхностей, становится более мягким. “Этот прием создает ощущение большего простора в самолете. Кроме того, такое освещение обеспечивает более спокойную и расслабляющую обстановку”, – говорит Скороходов.

Игра с объемом

Внутреннее пространство салона летающего дворца напоминает небольшую квартиру, где каждый сантиметр пространства функционален, но в целом интерьер самолета позволяет чувствовать себя максимально комфортно. Актуальной задачей становится повышение эффективности каждого метра занимаемой площади, искусство делать большее на меньших площадях.

Чтобы сэкономить пространство, дизайнеры предлагают своим клиентам мебель, которая при необходимости трансформируется, выполняя, таким образом, несколько функций. Среди всех предметов интерьера большее внимание традиционно уделяется пассажирским креслам. Большой популярностью пользуются кресла, которые при желании можно соединить и трансформировать в диван.

Кресла могут быть оснащены (в зависимости от пожелания клиента) гидро- или электроприводом, мнемоническим пультом управления креслом, монитором и пультом управления видео- и аудиоаппаратурой. Контур спинки и сиденья отличается высоким уровнем компьютерной проработки. Для отделки кресел используют несколько сотен видов ткани и кожи и армированную декоративную пластмассу, которая обеспечивает эффективность обслуживания при уборке и длительную гигиеническую чистоту всего блока.

Специальные кресла для перевозки детей спроектированы так, что могут устанавливаться на сиденья пассажирского кресла либо по полету (например, во время отдыха или сна ребенка), либо против полета, чтобы ребенок сидел лицом к родителям. В целях удобства транспортировки и хранения такие кресла удобно складываются.

Расширить в небе

Однако, несмотря на возможность мебели для самолета трансформироваться, комплект кресел, диванов и даже кровать занимают столько площади, что дизайнеры авиационных кухонь и туалетов все чаще сталкиваются с необходимостью реагировать на растущие весовые и пространственные ограничения.

“К сожалению, обычный размер дивана таков, что он перекрывает 80% площади иллюминатора самолета, к тому же сам интерьер зоны для отдыха задает концепцию всему помещению, в том числе бортовой кухне и туалету. Поэтому этот компонент должен стать частью шоу и вершиной дизайна из композитных конструкций”, – говорит Юрий Скороходов. Покрытия на основе угольных волокон, которые обычно использовались в конструкции прежних кухонь, постепенно выходят из употребления, уступая место современным искривленным поверхностям из темного деревянного шпона.

По словам Скороходова, так проявляется стремление сделать предметы интерьера на вид меньше, чем на самом деле.

Сейчас в авиации главный упор делается на выполнение кухонь более компактными и удобными для пользователей, а туалетов – более привлекательными для пассажиров. Для отделки боковых панелей туалетов теперь используют материалы нейтральных и пастельных тонов. “Это придает ощущение комфортности и большего пространства”, – говорит дизайнер. Что касается кухонь, то современная компактность и эффективность оборудования позволяют меньшим числом бортпроводников обслуживать большее количество пассажиров.

Поскольку проекты авиационных кухонь в корпоративных самолетах могут не меняться на протяжении многих лет, международные требования по безопасности в эксплуатации достигают высокого уровня. В конструкции современных кухонь используются огнестойкие материалы и ограничители в распространении пламени. Бытовые приборы на борту самолета снабжены противопожарными кожухами из нержавеющей стали.

Эксперты в области авиационного оборудования отметили улучшение характеристик, надежности и эффективности кухонных шкафов-вкладышей, в особенности аэрокондиционеров и холодильников. Например, французская фирма Sogerma представила на рынок оборудования для авиационных кухонь холодильник, поддерживающий температуру 4 градуса по Цельсию, в то время как аналогичные холодильники на мировом рынке обеспечивают лишь 7 градусов.

Фирма Advanced Aerospace из Калифорнии совершила прорыв на рынке охладителей воздуха, выпустив бытовые кухонные приборы нового поколения, управляемые микропроцессором. Advanced Aerospace внедрила в свои кондиционеры много технических новинок, повышающих их надежность, с тем чтобы уменьшить или вообще исключить необходимость снятия их с самолетов в эксплуатации для проверок и ремонта.

Производители легких авиационных туалетов вынуждены поспевать за современными тенденциями, культивируя новый подход к проектированию туалетов и их интеграцию в единую систему жизнеобеспечения с целью облегчения их обслуживания, улучшения гигиены, повышения эффективности использования пространства и снижения веса.

На данный момент наиболее популярны туалетные модули, когда планировка внутреннего объема разделена на две зоны: туалетный блок (раковина, унитаз) и релаксационная зона (туалетный стол с раковиной и предметами личной гигиены, большой запас текстильных полотенец, откидное сиденье) соединяются между собой внутренней дверью. “Разделение туалетного модуля на зоны позволяет повысить мобильность пользования туалетным модулем”, – уверен Скороходов. Кроме того, туалетный модуль отделан декоративной пленкой, пластиком, имеет напольное покрытие, стойкое к повреждениям и стиранию.

В отделке мебели и оборудования для самолета, как правило, применяются материалы, противостоящие повреждениям и большим перепадам температур, что соответствует международным стандартам безопасности. Для отделки туалетных модулей и отдельных элементов пассажирских кресел обычно используют термоформовый листовой пластик.

Однако при использовании композитных материалов во внутренней отделке самолета возникает ряд проблем. Разрушительное действие на композиты могут оказать традиционные растворители для смывки красок, которые могут ослабить смолу, а пескоструйная обработка способна разрушить волокна. По мнению Скворцова, при ремонте композитов удалить старую краску лучше обдувом струей воздуха с песком.

Целостность внутренних конструкций определяется состоянием композитных конструкций. Но в случае наличия видимых повреждений необходимо провести проверку методом акустического сканирования. Таким способом можно распознать включения, отклеивание, обрыв волокон и трещины смолы глубиной до 15 мм. При глубине свыше 15 мм можно использовать метод вакуумного отсоса, который дает возможность установить отклеивание внешних листов конструкции. Для получения трехмерного изображения контролируемого участка используется метод компьютерной томографии.

Для композитных конструкций существует еще одна неприятная особенность – проникновение влаги через микроскопические отверстия и расслоения в композитах. Для решения этой проблемы фирма General Electric покрывает композиты полиуретановой облицовкой. Ремонт композитных конструкций лучше проводить в закрытых помещениях с контролируемой температурой и влажностью.