На асфальте: Востребованные и обеспеченные


О зарплатах в Москве говорить не принято. Либо хорошо, либо ничего. Однако около года рынок бурлит слухами о кадровом голоде. Специалисты из рекрутинговых компаний говорят о тотальном дефиците специалистов в строительной отрасли. Следствие этого – заметный рост их зарплат. Игроки рынка считают: дефицит случился потому, что рынок недвижимости растет гораздо быстрее, чем студенты успевают оканчивать профильные вузы. Но что интересно – конкретные размеры повышений зарплат у опрошенных “Ведомостями” источников не совпадают.

В 80-е гг. прошлого века был популярен анекдот. Учитель 1 сентября знакомится с классом и просит учеников рассказать, кем работают их родители. Один отвечает, что его мама бухгалтер, второй говорит – товаровед. И лишь одна девочка рассказывает, что ее родители инженеры. Остальные дети начинают громко смеяться, но педагог прерывает их: нельзя смеяться, когда в семье такое горе: оба родителя – инженеры. В те времена люди, имеющие строительную специальность и желание прилично зарабатывать, ехали на Север строить города или на “стройку века” – БАМ, за “северными деньгами”. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Прораб, сметчик или инженер может зарабатывать значительно больше, чем бухгалтер или товаровед.

Рынок кандидатов

Работодатели встревожены – на рынке образовался ощутимый дефицит профильных специалистов. Непросто, например, найти грамотного инженера-проектировщика или архитектора. Бизнесмены говорят, что в настоящее время в Москве и Подмосковье нет рынка труда, а есть рынок кандидатов. Из-за того что спрос на технарей превышает предложение, соискатели “ходят по рынку и выбирают, диктуя свои условия работодателю”. Это позволяет кандидатам назначать желаемый уровень заработной платы, которую эксперты зачастую называют “нечестной”.

Специалисты кадрового агентства “Юнити-Сэт” провели исследование (с помощью собственной базы данных из 12 000 вакансий, а также данных таких сайтов, как Job.ru и Headhunter) и выявили рост зарплат в строительной отрасли. По данным агентства, он составил в среднем 20% за первое полугодие 2007 г. Например, главный архитектор проекта в настоящее время способен зарабатывать от $3000 до $10 000 в месяц в зависимости от величины проекта и опыта работы. Инженер-конструктор – от $1500 до $3000 в месяц. Руководитель (менеджер) проекта – от $2500 до $10 000. А прораб и сметчик – от $1500 до $2300 и до $4000 соответственно.

Евгения Силина, консультант “Юнити-Сэт”, прогнозирует рост предложений для квалифицированного персонала на ближайшие 2–3 года. Она считает, что это позволит специалистам и дальше диктовать свои условия работодателям. Ирина Семенова, директор “Юнити-Сэт”, говорит, что строительная отрасль на сегодняшний день одна из самых динамично развивающихся. Поэтому, уверяет она, востребованы абсолютно все специалисты – от менеджеров до линейного персонала. А благодаря профильному образованию наиболее востребованными являются выпускники МАРХИ и МГСУ.

В течение последних двух лет общий рост зарплат на рынке недвижимости был примерно 25%, и только сейчас ставки резко рванули вверх. Например, если год назад заработная плата архитектора составляла в среднем $1200, то на данный момент конкурентное предложение должно быть не менее $1500. Кроме того, активизация отрасли в целом, появление на рынке новых компаний привели к острой потребности работодателей в квалифицированном персонале, рассуждает Семенова.

И если раньше кадровое агентство могло предложить работодателю 2–3 соискателей на одну вакансию высшего звена, то сейчас у каждого кандидата есть как минимум 2–3 предложения. Теперь не персонал подбирается под обязанности, а соискатели сами для себя определяют задачи и уровень заработной платы. А работодатель вынужден соглашаться с их условиями, поскольку действительно профессиональных специалистов на рынке сейчас очень мало, заключает она.

Елена Остаева, руководитель отдела по подбору топ-менеджмента международного кадрового центра “Виват Персонал”, считает, что дефицит профессионалов в отрасли обусловлен еще и тем, что в 1990-е гг. строительство в России замерло и специалистов практически не выпускалось. Профессионалы стареют, а молодежи еще нужно учиться. Сейчас многие строительные компании хотят работать с западными клиентами, соответственно, они ужесточают требования к соискателям в отношении опыта, знания английского языка и мировых стандартов в управлении недвижимостью. Но специалистам с хорошим опытом уже более 45 лет – это люди старой закалки, которые не знают английского на требуемом работодателем уровне. А молодые кадры владеют английским, но не обладают необходимым опытом, рассуждает специалист.  

“Дефицит подстегивает и ситуация с мигрантами – вспомним о квотировании и поправке в закон о правовом положении иностранных граждан в России, о необходимости изучать русский язык. Кроме того, ужесточаются требования, особенно это касается топ-менеджмента. Если раньше были нужны специалисты уровня facility (эксплуатация), то сейчас – property (управление недвижимостью, нацеленное на повышение ее стоимости)”, – рассказывает Остаева.

По данным “Виват Персонала”, за последний год зарплаты в этой сфере выросли на 30–40%. Причины называют те же – рост строительного рынка и ситуация “голода”, когда возможности отрасли не соответствуют требованиям времени, к отрасли предъявляемым. Для выполнения нацпрограммы “Доступное жилье” строить надо больше, вот только где взять столько свободных рук, задаются вопросом в кадровом центре.

По словам ответственного за нацроект Дмитрия Медведева, к 2010 г. в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 млн кв. м жилья. Кроме того, реализация программы “Доступное жилье” повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России, считают в агентстве “Юнити-Сэт”.

Все это привело к тому, что в Москве стали постепенно приживаться новые системы по поиску и подбору квалифицированных кадров. Крупные компании все охотнее сотрудничают

с профильными вузами. Например, многие фирмы набирают группы студентов для прохождения практики в компании. После этого некоторые из них получают предложения о работе.

Однако немногие компании могут себе позволить брать на работу специалистов без опыта работы. Зачастую работа в небольшой строительной компании происходит в авральном режиме, поэтому работодатели все же предпочитают брать сотрудников, способных сразу включиться в проект.

Появляется в настоящее время и система внутреннего обучения в отрасли – на работу принимают специалиста без опыта и обучают его за счет компании. А также наставничество – когда к каждому ученику прикрепляют персонального мастера-учителя. В Москве же все более охотно берут на работу опытных специалистов из регионов.

Кроме того, по словам экспертов, во многих компаниях, особенно зарубежных, организованы свои обучающие центры, способные обучать до 1500 молодых специалистов в год. Для многих позиций даже предусмотрены стажировки за границей.

Найти и удержать

Работодатели по-разному подходят к поиску кадров. Существует ряд компаний, которые обращаются в кадровые агентства. Еще есть открытые источники – например, СМИ или интернет. Или в самой компании может быть отдел по персоналу, который занимается поиском подходящих специалистов. Например, в компании Vesco есть подразделение Vesco Personnel – рекрутинговая компания полного цикла, которая занимается поиском и подбором персонала. В “Миэле” используют в том числе “собственные ресурсы и рекомендации”. В компании MR Group стараются “закрывать позиции собственными силами”, а в “Бенефит Инжиниринг” сообщили, что “хорошего специалиста по объявлению можно найти разве что случайно”. И объяснили, что обращаются для поиска кандидатов в проверенные агентства, справляющиеся с поиском.

Несмотря на то что рынок недвижимости в России становится все более прозрачным, а ведение бизнеса на нем – все более цивилизованным, некоторые охотники за головами все еще пользуются давними и хорошо проверенными приемами. Например, на рынке прижилась тактика переманивания сотрудников строительных компаний из одной в другую. Те, кто ее использует, ставят на то, что специалист с опытом работы от года может и будет претендовать на карьерный рост и повышение заработной платы.

Заместитель генерального директора компании “Тандем Групп” Дмитрий Мингалев рассказал, как он менял места своей работы. Еще проходя обучение в МЭИ, он подрабатывал, как и многие студенты. Ему предложили временную работу на позиции монтажника. Необходимо было собрать и установить систему вентиляции здания. При выполнении работ он заметил в системе серьезную ошибку, которая могла привести к сбою, о чем и сообщил непосредственному начальнику. Тот в качестве испытания предложил Мингалеву самому доработать систему. Кандидат с задачей успешно справился, и его стали привлекать к работе в компании на постоянной основе. А после окончания вуза предложили работу на позиции инженера.

На одном из последующих объектов на молодого специалиста обратил внимание генеральный директор компании-генподрядчика. В процессе переговоров ему предложили зарплату, серьезно превышающую ту, которую он получал по месту работы, и позицию начальника подразделения инженерных систем. Согласившись, он перешел на работу в компанию “Тандем Групп”, где и работает до сих пор. Однако, по его словам, в настоящий момент еще одна компания, название которой он не раскрывает, делает ему предложение о работе с заметным повышением заработной платы. Правда, пока топ-менеджера все устраивает и покидать своего работодателя он не собирается.

Существуют разные приемы удержания сотрудников. В некоторых компаниях отказались их раскрывать. В других рассказали, что для персонала прорабатывается индивидуальная система мотивации, в которой указаны как материальные, так и нематериальные поощрения. Работодатели понимают, что квалифицированного специалиста необходимо удерживать, иначе его переманят более выгодными условиями.

Так, например, многие готовы оплачивать проживание иногородних специалистов в столице. Про ежегодные бонусы и соцпакет и говорить нет нужды. Некоторые работодатели развивают эту тему – размер годового бонуса привязан к эффективности сотрудника. Есть компании, где специалистам оплачивают добровольное медицинское страхование. А кое-кто, чтобы удержать специалиста, открыто интересуется, какое вознаграждение ему предлагают в случае перехода на новое место, и дает больше.

Доходные профессии

Девелоперы, застройщики и компании полного цикла сходятся во мнении: профессионалов, людей опытных, знающих досконально свою работу, среди соискателей крайне мало.

В связи с этим, например, по данным компании “СУИхолдинг”, зарплаты сотрудников выросли в среднем на 70%. А в компании “Миэль” – на 50%. И некоторые позиции все же переоценены.

Главный архитектор Vesco Construction Виктор Боос говорит, что в настоящее время уровень зарплат профильных специалистов компании находится в диапазоне от $600 до $5000 в месяц и зависит от квалификации сотрудника и объема работ, которые он выполняет.

Он объясняет, что каждый из сотрудников востребован на определенном этапе реализации проекта. Если архитектор требуется вначале, то работа инженера или конструктора необходима уже на этапе проектирования, а затем сметчика, который будет производить все необходимые расчеты. Что касается прораба, то он будет востребован на этапе строительства объекта, после подготовки всей необходимой документации.

Виктор Карпенко, президент компании “СУИхолдинг”, рассказывает, что зарплата административного состава от ИТР до топ-менеджеров варьируется от 30 000 до 200 000 руб. в месяц. “Возможно, это не самый высокий уровень зарплат, если брать в среднем по рынку, но тем не менее наша компания имеет сформированный костяк из квалифицированных и преданных специалистов высокого профессионального уровня”, – рассуждает он. И добавляет, что размер материального вознаграждения в первую очередь определяется степенью ответственности работника. Еще важны опыт и востребованность той или иной специальности на рынке.

Претендент на вакансию вполне может диктовать свои условия работодателю (не только в части зарплат), по словам Карпенко, только в случае, если нужен специалист высокой квалификации или уникального профиля. То есть именно такой сотрудник, который крайне необходим для реализации конкретного проекта. Обычно это менеджеры высшего звена, специалисты по экономике и финансам. Но, соответственно, высокими будут и требования к такому специалисту, а круг его обязанностей будет весьма широк.

Директор по персоналу “Миэля” Светлана Шевцова отмечает, что в рамках холдинга есть подразделение, профессионально занимающееся девелопментом, поэтому проблема подбора персонала на такие позиции, как руководитель проектов, прораб, инженер, специалист технического контроля, компании очень близка. Нижняя граница оплаты труда для таких позиций – примерно 50 000 руб. в месяц. Верхнюю, по ее словам, назвать сложно, так как она зависит от параметров и сложности стоящих перед специалистами задач.

Ирина Дзюба, коммерческий директор MR Group, считает, что самый высокий спрос в настоящее время наблюдается на менеджеров среднего и высшего звена. По ее словам, зарплаты специалистов в компании варьируются от $1000 до $2500–3000 в месяц. А иногда доходят и до $5000. Дзюба отмечает, что “все индивидуально”, но, как правило, заработная плата сотрудника за время его работы в компании повышается на 20–25%.

Часто требования и ожидания работодателя и соискателя не совпадают. Например претендент, не имея достаточного опыта и уровня подготовки, стремится занять высокую должность и получить соответствующую зарплату, сокрушается она.

“На сегодняшний день строительные и девелоперские компании особенно нуждаются в тех, кто способен грамотно просчитать проект, определяя, какое строение и где может принести максимальную прибыль. А для такой работы требуются серьезный опыт и знания, которых не хватает нынешним специалистам”, – заключает Дзюба.

Ярослав Козлов, директор по развитию компании “Бенефит Инжиниринг”, говорит, что оклад сметчика начинается с 18 000 руб. в месяц и доходит до 90 000 руб. Инженер, по его словам, получает от 50 000 руб., прораб – от 40 000 руб. в месяц. А вот вознаграждение архитектора высчитывается исходя из площади проекта. Обычно это от $20 до $50 за 1 кв. м, но бывают проекты, когда ставка архитектора взлетает до небес.

По мнению Козлова, вполне естественно при увеличении объема работ увеличить и размер оплаты труда. Даже если работодатель забудет это сделать, работник ему напомнит, уверен специалист. Принято после успешного прохождения работником испытательного срока повышать его вознаграждение на 30%. Это оговаривается на первом же собеседовании с кандидатом, рассказывает он.

Эксперт добавляет, что инженеров, прорабов, сметчиков и архитекторов на рынке труда на самом деле много. Проблемы с кадрами, считает он, возникают у компаний, занимающихся нетиповыми проектами.

Также он не согласен с остальными респондентами “Ведомостей” и утверждает, что в 2007 г. роста зарплат не наблюдается. “Некоторые компании с запозданием проиндексировали свои долларовые оклады, вот и все”, – заключает Козлов.