Налоговикам нужна вся PwC

Налоговики надеются с помощью ЗАО «Прайсуотерхаускуперс аудит» найти организаторов офшорных трейдеров для ЮКОСа

Что надо налоговикам. Первое.

Договоры об оказании услуг аудита и консультирования, заключенные фирмой с иностранным PwC.

Второе.

Перечень сотрудников российского «Прайсуотерхаус аудит» и сотрудников всех иностранных компаний PwC в 2002–2004 гг.

Третье.

Перечень компаний холдинга, оказывавших услуги ЮКОСу, а также организациям, ему подконтрольным.

Четвертое.

Ответить, оказывали ли компании холдинга PwC услуги по регистрации компаний за пределами России, по созданию схем трастового управления ЮКОСом, по выводу активов ЮКОСа через нефтетрейдеров в других странах и по созданию проектов договоров опциона ЮКОСа с иностранными компаниями.

В ходе слушаний в Девятом апелляционном суде налоговики затребовали у аудиторов беспрецедентный объем документов.

Суд рассматривает жалобу «Прайсуотерхаускуперс аудит» (PwC) на решение первой инстанции. Она согласилась с инспекцией ФНС № 5, что договоры об аудите ЮКОСа за 2002–2004 гг. противны основам правопорядка и нравственности и гонорар по ним – 16,8 млн руб. – должен достаться государству.

Налоговики требуют у аудиторов массу документов. Так, они просят предоставить документы на сотрудников всего «холдинга PwC». Это 146 000 человек из 150 компаний международной сети PwC, каждая из которых является независимым юридическим лицом, говорит представитель компании. «Мы готовы поработать [с отчетностью]», – заметил представитель инспекции.

Суд согласился с доводами налоговиков, документы нужно предоставить до 25 октября.

Требование не имеет отношения к предмету спора – договору на аудит, считает представитель PwC. Заявленного в требованиях холдинга PwC не существует, и непонятно, документы на сотрудников каких компаний нужно предоставить.

Представитель ФНС не стал говорить, есть ли у налоговиков сведения о конкретных сотрудниках PwC, занимавшихся регистрацией трейдеров для ЮКОСа (раскрыть их имена – еще одна просьба налоговиков).

У налоговиков, вероятно, есть сведения о том, что иностранные сотрудники PwC работали с предприятиями ЮКОСа, считает бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.

Даже если бы в PwC была единая база данных по регистрации, вряд ли бы российские аудиторы располагали информацией, нужной налоговикам, считает гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. Но подозрения в причастности PwC к схемам ЮКОСа усилились из-за отзыва аудиторских заключений, отмечает он. В российском офисе PwC могли знать о регистрации трейдеров для ЮКОСа иностранными подразделениями, ведь это одна компания, не соглашается сотрудник крупной аудиторской компании.

Сотрудники российского PwC едва ли знали, что, скажем, голландское подразделение регистрирует офшорные фирмы для ЮКОСа, возражает вице-президент по СНГ Consulco International Group Михаил Соболев: «Это конфиденциальные услуги». Такие трейдеры создаются через зарегистрированные в офшорных зонах фирмы, к которым и обращается компания, объясняет Михаил Горлов из Tax Consulting U.K. Отследить трейдеров можно только через банки, в которых открыты счета на офшорные компании (по решению суда), говорит Горлов.

Не исключено, что налоговики с помощью информации о трейдерах от PwC надеются найти какие-то деньги ЮКОСа за границей, считает Горлов. Вряд ли это может касаться зарубежных активов ЮКОСа, они все проданы, говорит бывший сотрудник компании.

Налоговики рассчитывают вызвать в суд непосредственных консультантов ЮКОСа, считает партнер юркомпании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. В случае нахождения этих лиц в России можно обеспечить их привод в суд, но из-за границы вызвать почти невозможно, говорит Дмитрий Степанов из «Юков, Хренов и партнеры».