Pro Europa: Глобальные законодатели


За последние полвека Европа стала центром формирования новых правовых практик – как основанных на международном договорном праве, так и относящихся к сфере специфического, «европейского права».

Особо заметно то, что европейцы начали институционализировать процесс исполнения важнейших международных конвенций. Именно в Европе создан суд по правам человека, которому не нашлось места в структуре ООН. Здесь же основан и приступил к работе Международный уголовный суд, который может рассматривать дела граждан стран – подписантов его статута или лиц, совершивших на их территории военные преступления, причем не требует для наказания преступников их осуждения Советом Безопасности ООН.

Еще более значим процесс становления «европейского права», или права Европейского союза. Европейский суд (а с 1989 г. еще и Трибунал первой инстанции) следит за соблюдением норм Римского договора и общеевропейских актов. Уже в 60-е гг. он вынес решения, установившие, что акты Европарламента и решения Еврокомиссии суть законы прямого действия, приоритетны по отношению к национальному праву и должны применяться во всей полноте. Возникает некое транснациональное право – современный ius gentium, нормы которого незамедлительно вводятся в национальное законодательство.

Принятие этих правил – условие не только вступления в ЕС, но и тесного сотрудничества с ним. С того времени, как acquis communautairе была сформулирована в ЕЭС, состоявшем из 12 членов, ее приняли еще 15 стран. Норвегия, Исландия и Швейцария инкорпорировали ее в свои правовые нормы, а Турция привела многие законы в соответствие с европейскими требованиями.

В процессе законотворчества ЕС все чаще задает общемировые стандарты. Положения директив 93/98/EEC о сроке соблюдения прав интеллектуальной собственности и 95/46/EC о защите сведений о частной жизни приняты десятками стран. Иностранные фирмы столкнулись с отлучением от европейского рынка фреоновых кондиционеров, чадящих автомобилей, шумных самолетов и трансгенных продуктов. С тех пор как 3 июля 2001 г. Еврокомиссия заблокировала слияние General Electric и Honeywell, в законах более 40 стран закреплены нормы, близкие европейским. В 2002 г. директива Европарламента предписала унифицировать бухгалтерскую отчетность по стандарту, отличному от US GAAP, а в 2004 г. ЕС ввел пошлины на ряд американских товаров, так как в США условия господдержки промышленных компаний не соответствовали европейским нормам.

Десуверенизация набирает темп – причем в интересах граждан тех стран, которые перенимают европейские нормы. Есть и несогласные: США, Китай, Россия, Израиль – как говорится, «Баба-яга против». Но не настанет ли время, когда «глобальные законодатели» будут относиться к этим нигилистам как к юридической terra nullius?.