Сесть в мешок

Открывая производство пуфиков, Руслан Валеев сделал ставку на интернет-продажи и корпоративных клиентов
Менять стратегию Валеев пока не собирается – рост за счет корпоративных клиентов его устраивает/ С. Николаев

По-настоящему расслабиться можно только на пуфике», – убежден Руслан Валеев. В 2002 г. он создал компанию «Бесформенная мебель», заработав на первом заказе из 12 пуфиков не больше $200. В 2006 г. «Бесформенная мебель» продала около 2500 пуфиков, выручив за них около 10 млн руб.

Валеев родился в Казани, где почти получил высшее образование по специальности «управление кадрами». «Учебу пришлось бросить, потому что надо было зарабатывать», – признается бизнесмен. Десять лет назад он приехал в Москву, устроился в крупную аудиторскую компанию. Потом компания прекратила существование, а Валеев задумался о собственном бизнесе. «И вспомнил кресло-мешок, которое мой казанский друг когда-то привез из-за границы, – рассказывает Валеев. – Отправился в рейд по московским магазинам, увидел кресло-мешок производства холдинга «8 Марта». Стоило оно 9800 руб., и я подумал, что я сделаю дешевле».

Дороговизна изделий от «8 Марта» простимулировала не только Валеева. «Я увидел, что ниша недорогих бескаркасных кресел не заполнена», – говорит генеральный директор компании «Кресло-М» Александр Кузнецов. «Качественное кресло не может стоить дешево!» – парирует директор по связям с общественностью фабрики мебели «8 Марта» Светлана Савельева.

Спорная внешность

Валеев решил опровергнуть этот тезис. В 2002 г. он запустил производство, взяв за образец пуфик казанского приятеля. «В процессе доработки сшил и выкинул три мешка. Но через полгода добился того, чего хотел: сделал большой пуфик, выдерживающий до 150 кг. Патент решил не брать», – рассказывает предприниматель. «Патентовать это кресло – все равно что патентовать гвоздь», – соглашается Кузнецов из «Кресла-М». «Мы оформили патент на кресла, а мелкие компании нас подделывают», – возмущается Савельева. «У фабрики «8 Марта» действительно был патент на полезную модель № 15631 «Бескаркасное кресло», но сейчас срок его действия истек и техническое решение кресла перешло в общественное достояние – любое заинтересованное лицо может делать такие кресла, – комментирует патентный поверенный РФ Елена Кандыбина. – Правда, у фабрики «8 Марта» есть еще и действующий патент на промышленный образец № 48775 «Бескаркасное кресло». Разница между ними в том, что патент на промышленный образец охраняет внешний вид изделия, а не его устройство. Но, наверное, трудно сделать кресло такого типа, существенно отличное внешне».

Процесс пошел

Чтобы запустить пуфик в производство, Валееву понадобился стартовый капитал в размере $1000 из личных сбережений. Деньги были потрачены на покупку пенополистироловых гранул для набивки пуфика, мебельную ткань и зарплату единственной тогда швеи. Осенью 2002 г. созданная Валеевым компания выпустила первые пуфики. Их удалось довольно быстро продать студии Артемия Лебедева. Очень дешево. «С 12 штук мы получили прибыль не больше $200», – признается Валеев.

А потом начался застой. Валеев не знал, как продвигать пуфики. Реклама в журналах стоила дорого, в мебельных магазинах пуфики продавались плохо. Тогда Валеев обратился в «Кино на пуфиках» в МДМ. «У них были маленькие неудобные пуфики, – рассказывает бизнесмен. – Я предложил им наши с большой скидкой и условием, что на сайте кинотеатра будет висеть банер моего интернет-магазина. И процесс пошел».

Лучший подарок

Валеев до сих пор продает пуфики через интернет. «Я искал через «Яндекс» необычный подарок для девушки, обнаружил эти пуфики, один взял себе, другой ей. Девушка была в восторге», – рассказывает москвич Александр Морозов. Цена пуфика колеблется в диапазоне от 3500 до 6500 руб. в зависимости от ткани. «Я работаю с дорогими импортными материалами, поэтому себе я оставляю небольшую – около 30% – маржу», – рассказывает Валеев. В 2002 г. «Бесформенная мебель» продала не больше 150 пуфиков, в 2006-м – уже 2500.

Пики спроса случаются перед Новым годом и 8 Марта. Под эти даты «Бесформенная мебель» отшивает пуфиков с запасом, тогда как обычно кресла шьются на заказ. Для охотников Валеев шил пуфики цвета камуфляжа, для любителей красивой жизни – непромокаемые, на которых можно плавать в бассейне.

На старте практически единственным конкурентом Валеева была фабрика мебели «8 Марта». «Сейчас их больше», – замечает Валеев. Компания «Кресло-М» начала производить пуфики год назад и продает их по цене от 1450 руб. за штуку – тоже через интернет. Екатеринбургская компания Beanbags.ru начала выпускать кресла-мешки весной прошлого года. «Средняя цена наших кресел – 4000–5000 руб., через интернет мы продаем кресла по всей России, в Екатеринбурге работаем и в формате розницы. Я доволен и планирую расширяться», – говорит директор компании Антон Палкин.

Корпоративно сидим

Выжить в ситуации возрастающей конкуренции Валееву помогают корпоративные клиенты. «Бесформенная мебель» дважды делала пуфы с логотипом нашей компании. Один раз для выставки «Арт-Москва», второй – для выставки электронных и компьютерных развлечений GameX2, – рассказывает руководитель спецпроектов отдела маркетинга компании Rambler Алексей Еремин. – Сотрудничеством мы довольны». «Валеев сделал для нашего клуба 100 пуфиков, они у нас живут уже три года, выдержали жесткую проверку временем и людьми», – улыбается арт-директор клуба «Зона» Евгений Нечепорук.

«Наиболее перспективным мне кажется коммерческое использование бескаркасной мебели – для клубов, кафе, торговых и развлекательных центров, зон отдыха офисов и т. п.», – считает аналитик отдела исследований маркетинговой группы «Текарт» Евгения Пармухина. «Кресла-мешки всегда будут пользоваться спросом – это мебель, которая подстраивается под человека», – отзывается Савельева. «Мой дед убедился, что лучший способ расслабить поясницу – полтора часа просидеть на пуфике», – согласен с конкурентами Валеев.

Растет и будет расти

По данным маркетинговой группы «Текарт», объем российского рынка мебели в 2006 г. составил 225 590 млн руб. ($8312,4 млн), а объем производства российской мебели оценивался в 115 380 млн руб. Рынок увеличивается примерно на 30% в год. На сегмент мягкой мебели приходится около 25% российского мебельного рынка. «Учитывая молодость и несформированность российского рынка бескаркасной мебели, можно спрогнозировать, что спрос на нее будет расти, – говорит Евгения Пармухина из «Текарта». – И главные причины роста спроса – новизна и дешевизна этой продукции. Успех игроков на рынке бескаркасной мебели будет напрямую зависеть от качества дизайна и исполнения мебели и от вложений в продвижение направления».