Нобелевская премия за оптимальные правила


Нобелевскую премию по экономике (вручается с 1969 г., в этом году – 10 млн шведских крон, или $1,54 млн) разделят Леонид Гурвиц (Университет Миннесоты), Эрик Мэскин (Принстонский университет) и Роджер Майерсон (Университет Чикаго). Шведская королевская академия наук наградила их «за разработку основ теории оптимальных механизмов» (mechanism design theory).

Эта теория помогает правительству определить эффективные торговые механизмы, схемы регулирования и процедуры голосования в ситуации, когда информация неравномерно распределена между участниками сделок, говорится в заявлении академии. Например, покупатель часто не знает, во сколько оценивает вещь продавец, а тому неизвестно, сколько готов заплатить покупатель.

Теория механизмов применяется по отношению к любым переговорам и транзакциям – от строительства дороги до условий продажи гособлигаций. Она позволяет понять, как минимизировать издержки и максимизировать прибыль участников сделки.

Уроженец Москвы Леонид Гурвиц (ему 90 лет, остальным лауреатам по 56) сказал, что не думал получить награду. «Были времена, когда мне говорили, что я в шорт-листе [на премию], но шли годы, ничего не происходило, и я не ожидал признания, решив, что люди, читавшие мои работы, уже умерли», – сказал Гурвиц.

Применить теорию игр к анализу рыночных решений Гурвиц придумал в 1960-х гг. Почти всегда информация распределена между покупателем и продавцом неравномерно, и теория оптимальных механизмов помогает понять, насколько эффективен в этих условиях механизм перераспределения ресурсов и каким должен быть оптимальный механизм.

Теория механизмов помогает в основном чиновникам, говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Она позволяет выбрать оптимальный дизайн правил игры в ситуации, когда правительство не обладает информацией, которая есть у продавцов и покупателей. Разработанный Мэскином и Майерсоном аппарат позволяет видеть, какие задачи в принципе достижимы при данном распределении информации, а какие – нет, говорит он.