Новинки книжных развалов: Шпаргалка по имиджу


Александр Чумиков, Михаил Бочаров

Связи с общественностью: теория и практика

М.: Дело, 2006. 552 с .

PR – наше все: сегодня он помогает выживать, процветать, осуществлять коммуникации и хозяйствующим субъектам, и политическим партиям, и простым смертным, считают пиарщики со стажем Александр Чумиков и Михаил Бочаров. Полагаю, в первую очередь маститые профессора и успешные консультанты имели в виду себя.

В труде, который они назвали «учебным пособием», авторы знакомят читателя с кругом солидных клиентов из мира бизнеса и политики и по ходу пьесы ненавязчиво рекламируют собственные услуги. Например, задаются вопросом: «Можно ли вообще, а если да, то как измерить эффективность PR-усилий?» А потом подводят читателя к ответу, где вслед за наживкой – «...вряд ли вы найдете варианты фиксированных PR-усилий, способных напрямую увеличить прибыль компании» – сажают клиента на крючок: «...в ряде локальных случаев данная проблема может быть решена». Кто бы сомневался, что она может быть решена PR-агентством авторов книжки!

За бравадой, свойственной всем успешным консультантам-практикам, скрывается отличное знание мирового опыта и отечественных реалий. Скажем, с индивидуальностью и отличиями в России большие проблемы – как пишут авторы, в названиях 1200 российских страховых компаний корень «страх» есть почти у 250, а корень «мед» (из тех, кто занимается медицинским страхованием) – у 128. Авторы забавляют читателя и антибрендингом начала века вроде: «Автомобили завода «АвтоВАЗ». ВАЗ – ключ к дорогам России! Какие дороги, такой и ключ!»

Ключ к пониманию тонкостей и нюансов пиара, воздействующего на всех без исключения стейкхолдеров, можно отыскать в разделе, посвященном технологиям PR-методов: например, компания Pfizer осуществляет рассылку копий ежегодных отчетов каждому врачу США, а в корпорации Sun каждый новый акционер получает письменное приветствие от ее президента.

Наверняка эти документы стилистически шлифуют профессионалы, чего не скажешь о книге. Местами она напоминает диалог врача с больным, называющим обыкновенный насморк инфлюэнцей. Вслед за спонсорингом, означающим организацию события для спонсора, немедленно следует фандрайзинг – поиск средств для осуществления социально значимых проектов. В нем, как пишут Чумиков и Бочаров, «в условиях высокого интереса дееспособных финансовых структур к предложенному мероприятию» случается проблема «разведения» спонсоров. Непосвященному читателю наверняка будет интересно, как подобная схема «разведения» работает, например, в политике, которую также не обошли вниманием авторы, подробно описавшие PR-технологии на выборах.