Что делать? Стать коучем


Я работаю специалистом по обучению и внутренним тренером в банке: обучаю сотрудников отдела подбора персонала, веду тренинги для администраторов банка, тренинги телефонных переговоров и т. д. Параллельно прохожу обучение в школе тренеров. Но я бы хотела стать коучем и работать с топ-менеджерами и первыми лицами компаний. Как этого добиться?

Тамара Кочарова, корпоративный тренер

Работа коуча существенно отличается от работы бизнес-тренера, но может хорошо оплачиваться, рассказывает Наталья Лебедева, старший партнер и мастер-тренер KPG Training Center Ivanova & Lebedeva. В зависимости от квалификации и уровня клиента коуч может получать от $35 до $300 за час, говорит она. «Однако хороший коуч должен уметь оставаться в тени, добиваясь, чтобы его подопечный сам провел анализ ситуации, принял решение и нес за него ответственность. К сожалению, у большинства тренеров присутствует мотивация на восхищение и признание со стороны аудитории», – предупреждает Лебедева.

Поэтому прежде чем начинать строить карьеру коуча, нужно получить образование. «Это должно быть не формальное психологическое образование, а специальная программа, которая переориентирует корпоративного тренера на индивидуальную работу с клиентом», – полагает директор и ведущий тренер центра обучения персонала «Класс» Леонид Кроль. Подойдет программа обучения коучингу, в которой достаточно часов и которая ориентирована на бизнес, а не на психотерапию или коучинг жизни, советует консультант компании «Экопси консалтинг» Екатерина Лопухина.

В рамках такого курса важно не только научиться строить контакт с клиентом, в том числе используя провокативные техники и вкус клиента к рефлексии, продолжает Кроль. «Должны быть затронуты и вопросы, которые часто становятся предметом коучинга, например ведение переговоров, самопрезентация, отношения с сотрудниками, связь этих вопросов с работой клиента», – поясняет он.

После прохождения курса можно начинать строить карьеру коуча, используя возможности той организации, в которой работает тренер. «Для начала можно предложить тем, кто проходит тренинги, бесплатный коучинг», – предлагает Кроль. Первые клиенты поделятся впечатлениями с остальными, потом об этом узнает начальство и может проявить интерес, полагает Кроль. Возможен и другой путь: постараться начать проводить тренинги с первыми лицами и топами, т. е. получить опыт реальной работы с руководителями этого уровня, но пока в хорошо знакомом формате, говорит Лопухина. В дальнейшем можно прибегнуть и к самопиару – написать книгу или ряд статей про коучинг и развитие менеджеров, принимать участие в конференциях, заключает Лопухина.