Oт редакции: Дитя войны


Председатель правления «Газпрома» вице-премьер Дмитрий Медведев и его украинский визави в правительстве (пока еще Януковича) Николай Азаров наметили перейти с 2008 г. к прямым отношениям между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом», исключив из схемы поставок и расчетов «какие-либо не понятные до конца посреднические структуры» (слова Медведева). Подразумевается швейцарская компания Rоsukrenergo (RUE), чье значение резко выросло в ходе зимней газовой войны 2005–2006 гг. Любопытно, как это удастся технически, – на 2007–2009 гг. у RUE есть контракт на поставку не менее 55 млрд куб. м газа.

Еще интереснее, чем вызвано желание перейти на прямые поставки. Три месяца назад представители «Газпрома» утверждали, что их партнер «доказал свою эффективность», а украинский министр топлива и энергетики Юрий Бойко называл RUE буфером, защищающим украинскую экономику от повышения цен. Смена курса отчасти вызвана фактором Тимошенко. Она резко критиковала газовое соглашение января 2006 г. и требовала его денонсации. Помешать «оранжевой принцессе», как только она окажется ключевой фигурой правительства, выполнить задуманное вряд ли удастся. Теперь Москва и Киев торопятся представить вывод RUE из игры как собственную инициативу. Кроме того, в Москве недовольны активностью совладельца RUE Дмитрия Фирташа на российском газодобывающем рынке.

Еще одна причина отказа от услуг Rosukrenergo в том, что свою историческую роль эта структура выполнила. Компания становится лишней со сменой правительства в Киеве, а значит, она была нужна совместно Москве и предыдущему правительству Украины. Если компания была нужна для каких-то политических целей, то они не достигнуты. Процент голосов за Януковича на последних выборах не вырос. А прекратить деятельность структуры стороны могут в родительском стиле Тараса Бульбы.