Поменьше эфира и полемики

Объем эфирного времени, отведенного на агитацию, может сократиться на треть, а партии могут отказаться от дебатов в пользу роликов

Это следует из инструкции о порядке проведения жеребьевки по распределению между партиями эфирного времени на госканалах, которую вчера утвердил Центризбирком (жеребьевка состоится 30 октября). По закону о выборах в Госдуму каждая федеральная гостелекомпания должна выделить под бесплатный телеэфир для партий не менее пяти часов в неделю. Агитационный период в этом цикле будет длиться 28 дней. За вычетом выходных получается, что общий объем бесплатного эфира составляет 19 часов. Партии могут претендовать на такой же объем платной рекламы. Но ЦИК реализует норму закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», по которой каналы вправе сократить это время, исходя из формулы «60 минут на одну партию». Поскольку в нынешней кампании участвуют всего 14 партий, выделяемое на агитацию время может сократиться на треть. И даже больше, если кого-то не зарегистрируют.

Такая норма действовала и раньше, объясняет член ЦИК Майя Гришина. Просто из-за большого количества участников кампании ее невозможно было применять. А вот правила, позволяющего партиям, отказавшимся от дебатов, не терять эфирное время, на прошлых выборах не было.

И оно наверняка будет востребовано, уверен политолог Александр Кынев. Он напоминает, что «Единая Россия» на прошлых выборах в дебатах не участвовала и ее время делили другие. Теперь дебаты будут сведены к минимуму: партии смогут потратить время по своему усмотрению, вместо того чтобы отвечать на неудобные вопросы конкурентов.

Председатель центрального исполкома «Единой России» Андрей Воробьев говорит, что пока не принято решение по поводу участия в дебатах. Специалисты только приступили к работе над медиапланом кампании, объясняет он. Нет пока такого плана и у «Справедливой России», признается источник в центральном аппарате партии. Зато принять участие в дебатах готова КПРФ. «Мы за конкуренцию», – подчеркивает член ЦИК с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев.

По мнению Кынева, минимизация партийной конкуренции – характерная особенность этой кампании. Запрещена контрагитация (за критику оппонентов могут записать в экстремисты), а участие в дебатах стало невыгодным. «Нас ждет поток партийной саморекламы и косвенной агитации за «Единую Россию», – прогнозирует политолог.