Иэн Дэвис: «Посмотрите на Индию или Китай!» , - Иэн Дэвис, управляющий партнер McKinsey

Россия могла бы оказывать гораздо большее влияние на мировое сообщество, чем сейчас, если бы повысила эффективность своей экономики, утверждает глава McKinsey Иэн Дэвис
М. Стулов

Практически каждый жест 56-летнего Иэна Дэвиса выдает в нем опытного консультанта. На встречу с корреспондентом «Ведомостей» глава McKinsey приходит вовремя, несмотря на тяжелый перелет (Дэвис прилетел в Москву в два часа ночи) и очень плотный график. В качестве места встречи Дэвис выбрал ресторан «Момо» рядом с офисом McKinsey: здесь его коллеги нередко собираются для работы над проектами. Влияние случайных факторов, например московских пробок, было практически сведено к нулю.

McKinsey & Company

консалтинговая компания. Основана в 1926 г. профессором Чикагского университета Джеймсом Маккинси. Принадлежит партнерам фирмы. Финансовые показатели не раскрываются. По оценкам Hoover’s, годовая выручка составляет примерно $3 млрд. В 83 офисах компании, расположенных в 45 странах, работает 12 700 человек, в том числе 6800 консультантов.

Да и в самом разговоре Дэвис не готов полагаться на волю случая. «Давайте договоримся, что после окончания беседы вы перечислите мне главные идеи, которые вам удалось почерпнуть», – призывает он меня.

Тем более удивительно слышать от него о роли, которую стечение обстоятельств сыграло в выборе его жизненного пути. «Я не планировал становиться консультантом, не готовился к этому и до того момента, как попал в McKinsey, практически ничего не знал об этой компании, – говорит он. – Просто так получилось». В 1972 г. Дэвис окончил Оксфордский университет со степенью бакалавра по экономике, политике и праву и по британской традиции отправился путешествовать по миру. Вернувшись, устроился в небольшую компанию, работающую на бумажном рынке, где занялся маркетингом и продажами. Но в 1978 г. Дэвису довелось участвовать в совместном проекте с консультантами McKinsey. А затем знакомый его знакомого предложил Дэвису попробовать свои силы в профессии консультанта. «Мне стало любопытно, и я пришел на собеседование», – рассказывает он. Но когда ему предложили работу, он отказался: «Подумал, что не хватит образования». Однако через шесть месяцев управляющий партнер лондонского офиса McKinsey позвонил Дэвису снова. И в 1979 г. тот стал ассоциированным консультантом. «Рекрутеры McKinsey оценивают личные качества людей, а не только их резюме», – отмечает он.

Самым тяжелым был первый год в компании. «Я не знал многих методов менеджмента», – вспоминает Дэвис. Но зато он понимал, как работает бизнес и как мыслят его руководители. Недавние выпускники бизнес-школ прекрасно владели методиками, но им не хватало понимания психологии топ-менеджеров.

Путь от новичка до партнера занял семь лет, а в 1995 г. Дэвис стал главой лондонского офиса McKinsey, но не перестал консультировать. В McKinsey человек, возглавляющий московский или лондонский офис, может позволить себе тратить лишь около 40% времени на решение административных задач, 60% он работает с клиентами. Иначе рискует растерять навыки и авторитет в глазах подчиненных, говорит Дэвис.

Полностью перейти на административную работу ему пришлось лишь в 2003 г., когда директора McKinsey доверили ему судьбу компании: выбрали его своим управляющим партнером. Впервые в истории компании этот пост занял европеец. Сам Дэвис не придает этому никакого значения: «Я не думаю, что в McKinsey кто-то задумывается над тем, что ею управляет британец». Более 70% партнеров McKinsey – не американцы. Чтобы занять высший пост, Дэвису не пришлось куда-то переезжать. Не потребовалось перемещать и других топ-менеджеров компании. «Штаб-квартира McKinsey не переехала в Лондон, потому что в компании вообще нет никакой штаб-квартиры – улыбается Дэвис. – Я не удивлюсь, если следующий глава компании будет работать в Шанхае, Гонконге, Женеве или Чикаго».

Или в Москве. Потому что в мировой экономике, убежден Дэвис, Россия может и должна играть гораздо более значимую роль. Уже сейчас Россия – ключевой поставщик важнейших природных ресурсов, и ее мировое влияние заметно возросло по сравнению с тем, что было всего 15 лет назад. Но с такими человеческими ресурсами Россия могла бы быть более заметна на мировой сцене, чем даже Германия.

Все, что нужно для этого, – не пренебречь окном возможностей, которое открывает перед Россией ситуация на мировых рынках. С его точки зрения, за 5–10 лет цены на энергоресурсы останутся на высоком уровне. За это время можно попытаться решить проблему низкой отдачи как государственного, так и частного секторов российской экономики: «Если производительность труда в российских частных компаниях просто низка, то в государственном секторе очень низка». Увы, уровень интереса к вопросам, связанным с эффективностью, в России намного ниже, чем даже в Индии или Китае, утверждает он тоном университетского профессора, напоминающего студентам о невыученном уроке.

Можно привести более чем достаточное количество академических доказательств, что самые успешные экономики в мире – это открытые экономики, настаивает Дэвис. Но одно дело – теория, а другое – реальная жизнь. Политики обнаружили, что добиваться конкурентоспособности в условиях открытой экономики очень и очень непросто. Ответом на либерализацию и глобализацию стало наступление сил, выступающих за национализацию и изоляционизм.

«Но я бы не поставил на то, что страны, стремящиеся к национализации самых прибыльных отраслей, добьются успеха в ближайшие 20 лет», – предупреждает Дэвис.

Отстаивая свои взгляды, он готов спорить даже с консультантами McKinsey. «Очень немногие политики сделали карьеру на идеях повышения эффективности», – пишут они. «Посмотрите на Индию или Китай», – парирует Дэвис. Многое из того, что происходит в этих странах, – изменение трудового законодательства, снижение налогов, создание новых университетов и бизнес-школ – как раз на повышение эффективности и направлено. Другое дело, что совсем не обязательно действовать слишком прямолинейно, добавляет он: «Повышение эффективности люди связывают с сокращением штатов, в котором может и не быть никакой нужды. В этом случае нужно просто более тщательно подбирать слова».