Chevron взяла власть

Единственный частный нефтепровод в России обрел совет директоров. Его возглавил американец
В. Баранов

Акционеры консорциума впервые избрали совет директоров КТК-Р, сообщила вчера компания. Новый орган понадобился, чтобы более эффективно управлять консорциумом – до сих пор даже для решения мелких оперативных вопросов требовалось собирать собрание акционеров. В совет вошли 22 человека, но кто именно – представители КТК говорить отказались. Так же поступили сотрудники крупнейшего частного акционера – Chevron и «Транснефти», которой в июне 2007 г. был передан в доверительное управление 24%-ный госпакет КТК.

Каспийский трубопроводный консорциум

Создан в 1992 г. и управляет нефтепроводом длиной 1580 км из Тенгиза (Казахстан) до Новороссийска. МОЩНОСТЬ – 31 млн т нефти (2006 г.). ОПЕРАТОРЫ – АО «КТК-К» (казахстанская часть) и ЗАО «КТК-Р» (российская). ВЫРУЧКА – 17 млрд руб. (КТК-Р, данные «СПАРК-Интерфакс» за 2006 г.). ЧИСТЫЙ УБЫТОК – 4,7 млрд руб.

Но два источника, близких к КТК, рассказали «Ведомостям», что представители России получили пять мест в совете директоров (больше, чем все остальные). А возглавил его представитель Chevron.

Председателем стал вице-президент подразделения Chevron по Евразии Эндрю Макгрэм, уточнил один из собеседников. Подтвердил это и источник, близкий к Chevron. Сам Макгрэм от комментариев отказался.

Пост председателя не дает Chevron никаких преимуществ – ни права последнего голоса, ни права вето. Таковы положения нового устава КТК-Р, уверяет один из собеседников «Ведомостей». Но назначение все равно знаковое, считает чиновник Минпромэнерго.

В 2002–2006 гг. гендиректором КТК уже был представитель американской компании – руководитель российского представительства Chevron Йен Макдоналд. Затем его сменил российский представитель – Владимир Раздухов. После чего у России обострились отношения с Chevron, которая выступала от лица всех частных акционеров КТК. Причина разногласий – позиция России по поводу мощности трубопровода, тарифов и финансовой политики компании.

В 1996 г. акционеры КТК подписали договор о расширении мощности трубы до 67 млн т в год, но российское правительство больше 10 лет блокировало это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК и увеличить тарифы на прокачку нефти, что было невыгодно для частных акционеров. Ситуация изменилась только после прихода «Транснефти», которая получила госпакет КТК по указу президента Владимира Путина. В сентябре акционеры консорциума пошли навстречу российской стороне и договорились о снижении ставок, росте тарифов и дальнейшей работе по расширению трубы.

Отдать Chevron кресло председателя совета – хороший реверанс в сторону частных акционеров, после того как они согласились на компромисс, считает аналитик «Атона» Артем Кончин. Такой пост действительно несет мало реальных преимуществ для Chevron, если в уставе КТК нет никаких особых привилегий для главы совета, согласен партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Но «небольшую головную боль» председатель все равно может устроить, оговаривается юрист. К примеру, затянув внесение в повестку совета какого-нибудь вопроса. Ведь именно председатель отвечает за формирование повестки и созыв совета.