Душевное равновесие: Невозможно без потерь


Когда дело доходило до оформления отчетов, этим всегда занималась Вероника. Никто лучше не умел гладко построить фразу, закруглить абзац, расставить параграфы – словом, сделать так, чтобы было совершенно непонятно, чего группа достигла, в чем потерпела неудачу, что нужно делать дальше и чем вообще все они занимались в течение последнего полугодия. «Наверху», впрочем, никто и не стремился это понять, группа была на хорошем счету, отчеты Вероники нравились, и финансирование оставалось бесперебойным.

Между тем группа работала вовсе не вхолостую. Практические рекомендации, которые давали сотрудники по тем или иным запросам, бывали действительно полезны, обобщения – толковы, исследования шли своим чередом, и постепенно вырисовывались даже контуры новой теории.

Вероника время от времени порывалась «занять место в строю» – реально, а не только номинально принять участие в каком-нибудь из исследований, проводившихся группой, или начать что-нибудь свое. Но это требовало больших усилий, и не только от нее: в одном случае нужно было вводить ее в курс дела, в другом – придумывать ей тему, утверждать на ученом совете, находить руководителя. Так что порывы Вероники быстро угасали.

А время шло, Веронику стали все чаще называть Вероникой Петровной, и когда однажды новый аспирант стал ее расспрашивать, чем она занимается, Вероника смешалась, растерялась и вдруг расплакалась. Действительно, чем же?

Опасаясь, как бы очередная попытка исправить положение не ушла, как раньше, в песок, Вероника пришла на консультацию к психотерапевту. Мы стали выяснять, чем она собиралась заниматься, когда ее работа в группе только начиналась. Оказалось, что интересы и то, чему ее учили в институте, могли бы стать полезными в нынешнем направлении работы группы, но для этого действительно нужно было предпринять целый ряд усилий.

Поскольку мотивация Вероники на данный момент была достаточно высокой – только бы не растерять! – оставалось решить, как замотивировать руководителей. Я предложил Веронике довольно резкий вариант: заявить, что, если в группе ей не найдется настоящего дела, она уходит. При этом нужно было быть готовой исполнить угрозу.

Как выяснилось, Веронику ценили не только за умение писать отчеты: подспудно всегда предполагали, что рано или поздно она начнет заниматься делом, и, когда момент настал и Вероника убедила всех в серьезности намерений, те, кого это коснулось, согласились ей помочь.

Но могло быть и иначе. Когда многие годы проведены в благополучной эксплуатации случайного умения, невозможно выбраться из ситуации без потерь. И надо быть к этому готовым. В конце концов, когда кот спасает приятеля-петуха из пасти лисы, петух не может не потерять некоторого количества перьев.