ЕС – Россия: Шаг к Европе


По мнению многих российских комментаторов, Евросоюз находится на грани коллапса. Он раздираем разногласиями по поводу конституции, поражен экономическими проблемами, политической нестабильностью и не способен действовать во внешней политике. На самом деле все по-другому.

Действительно, отказ Франции и Нидерландов признать общую конституцию в 2005 г. был шоком. Но сейчас настроение скорее оптимистичное: в течение всей своей истории ЕС двигался вперед по принципу «два шага вперед, шаг назад».

Откуда взяться оптимизму? Во-первых, конституция ЕС, которая теперь называется «Договор о реформе» (Reform Treaty), с большой вероятностью будет согласована всеми 27 членами в Лиссабоне на этой неделе. Позади долгие споры об избирательных правах, статусе министра иностранных дел и прочих неясностях. Конечно, после нынешнего подписания договор должны будут ратифицировать все страны-члены, но большинство наблюдателей убеждены, что на этот раз сбоев не произойдет. Если все пойдет хорошо, документ вступит в силу в 2009-м, в год выборов в Европейский парламент и к моменту начала работы нового состава Еврокомиссии.

Во-вторых, во всех крупнейших странах ЕС у власти находятся молодые лидеры, возглавляющие стабильные правительства. Среди них Ангела Меркель, Гордон Браун и Николя Саркози. В ближайшее время выборы пройдут в Польше, и большинству в Брюсселе (как и в Москве) представляется, что правительство в Варшаве сменится. Впрочем, главная причина изменившихся настроений в Евросоюзе – стабильное и прагматичное руководство в «большой тройке» – Британии, Германии и Франции. Лидеры этих трех стран выступают за успех ЕС в его основных целях и спорят лишь о путях их достижения.

В-третьих, европейская экономика вышла из состояния анабиоза 2–3-летней давности и вернулась к активному росту. Британская экономика не останавливала роста ни в одном квартале за последние 10 лет, реформы, проведенные Герхардом Шредером в Германии, начали давать плоды, а во Франции новый президент намерен начать преобразования, через которые прошла Британия 20 лет назад. Конечно, темпы экономического роста ЕС (2,3% ожидается в 2007 г.) невелики по сравнению с российскими, но и ВВП объединенной Европы превышает российский в 10 раз.

Что касается внешней политики, то лидеры ЕС извлекли уроки из истории с несогласием по поводу войны в Ираке и будут выступать с общей позицией по основным вопросам – Ближнему Востоку, Дарфуру и Косову. Косово, конечно, станет важнейшим испытанием единства на прочность, но министры иностранных дел стран – членов ЕС полны решимости его пройти.

Новый договор должен убедить скептиков, в частности Россию, в том, что Евросоюз готов к более активной роли на мировой сцене. Новый министр иностранных дел – вероятно, им станет Хавьер Солана – будет возглавлять совет по иностранным делам и станет одновременно вице-президентом Еврокомиссии. В его распоряжении будет дипломатическая служба из 5000 человек, 130 миссий и бюджет в 5 млрд евро на внешнюю политику. Это больше, чем у какого-либо национального министра иностранных дел.

Переход все большего числа вопросов с национального уровня в юрисдикцию Брюсселя – это процесс, который России следует осознать. Уже сейчас в Брюсселе принимается гораздо больше решений, чем 10 лет назад. Это и визовые вопросы, и пограничный контроль, и сотрудничество в полицейской сфере. Конечно, ЕС расширился с 15 до 27 членов и на полную интеграцию потребуется время. Понятно раздражение России в связи с тем, что ЕС не может по некоторым вопросам петь в унисон, но тут нужно набраться терпения. Как ни соблазнительна для Москвы практика двусторонних договоренностей со странами-членами, долгосрочные интересы России лучше будут защищены новым стратегическим соглашением с Евросоюзом как единым целым.

России, таким образом, лучше приложить больше усилий к пониманию сегодняшнего Евросоюза. Будет лучше, если больше студентов и ученых займутся изучением европейских отношений, если усилится обмен студентами, а в России граждане, в том числе и из средств массовой информации, будут больше узнавать об этом странном существе, образовавшемся к Западу от российских границ. В последние годы отношение к ЕС, в том числе и в прессе, было в основном негативным. Если обе стороны всерьез настроены на стратегическое партнерство, то еще очень многое предстоит сделать, чтобы лучше понять друг друга.

Помня об этом, Россия могла бы сделать большой шаг вперед, пойдя на существенную одностороннюю меру. Как уже поступила Украина, Россия могла бы отменить визовые требования для граждан ЕС, приезжающих в Россию. Такой сильный ход дал бы России серьезное моральное преимущество и показал бы, что страна готова к новой эпохе в отношениях с ЕС. Европейские правительства будут колебаться, но в конце концов ответят симметрично.