Глобалист: Школа смирения
Шекспировская фраза об опасности «безумия великих» вспомнилась мне, когда я читал книгу Дэвида Оуэна «Синдром надменности» (The Hubris Syndrome). Лорд Оуэн в конце 70-х был самым молодым министром иностранных дел Британии, затем создал социал-демократическую партию, был членом парламента. По образованию Оуэн врач, так что опыт политика сочетает с медицинской наблюдательностью.
Если коротко, его мысль в том, что синдром высокомерия – чрезмерная уверенность в себе, ведущая к саморазрушению, – это душевная болезнь, поражающая политиков, военачальников и глав корпораций. Конечно, это не новость: власть развращает и т. д. Ценность книги Оуэна в том, что он выделяет типы поведения, свидетельствующие о наличии у лидера болезни.
В числе симптомов: одержимость идеей; склонность к мессианству; стремление быть в центре внимания; убежденность в том, что ты отвечаешь только перед Богом или историей; потеря связи с реальностью; преобладание видения над практическими соображениями; невнимание к деталям, ведущее к элементарной некомпетентности. Удивительно, но Оуэн упускает признак, который я бы назвал главным: вера в собственную незаменимость.
Состояние больного становится тем хуже, чем дольше он остается у власти. На примерах греческих трагедий Оуэн восстанавливает «карьеру спесивца»: «Герой добивается невероятного, часто незаслуженного успеха. Слава ударяет ему в голову. Он начинает относиться к окружающим как к жалким смертным. Самоуверенность превращается в безграничную веру в себя, которая застит глаза. Он начинает совершать ошибки. Приходит возмездие, герой гибнет».
Это жизненный путь, например, Гитлера. Сам Оуэн больше интересуется карьерами современников – Маргарет Тэтчер, Тони Блэра, Джорджа Буша. Фолклендская победа и успех в борьбе с забастовщиками так вскружили Тэтчер голову, что она рассталась с лучшими специалистами и окружила себя подхалимами. Посыпались ошибки, приведшие к ее отставке. Самоуверенность Буша и Блэра вполне проявилась в иракской войне. Обоим свойственно видение, сопровождающееся невниманием к фактам и обстоятельствам, препятствующим успеху, – разрушительная комбинация. И Тэтчер, и Блэр слишком долго были у власти – аргумент в пользу фиксированных сроков.
Прогрессирующую спесь можно остановить двумя путями – внешним и внутренним. Главный внешний ограничитель – конституция, запрещающая продлевать пребывание у власти. Но конституции недостаточно, ее можно обойти. Есть ли внутренние средства? Оуэн говорит, что отчасти помогают здравый смысл, любопытство, чувство юмора, скепсис и даже цинизм, но признает, что в свое время и его лично обвиняли в мании величия. Вопрос, которым задавался Платон, – как подготовить человека к правлению – становится все актуальнее сейчас, в эпоху все более персонализованной власти.