Инвестиционный климат: Юридический фактор


Россия бьет рекорды по притоку иностранных инвестиций. По последним данным Федеральной службы государственной статистики, объем иностранных инвестиций в Россию в 2007 г. достиг $70 млрд, что более чем в 2,5 раза больше их притока за аналогичный период прошлого года. Все больше инвесторов избавляются от набора обычных заблуждений, сопутствующих в России любым инвестиционным проектам. Сегодня иностранному инвестору важнее иметь команду умелых менеджеров, консультантов и юристов, чем надеяться только на поддержку властных органов.

Одно из главных заблуждений – недооценка роли права и юридических процедур. Второе – упрощенное представление о роли властных структур, решающих любые вопросы якобы лишь на неформальной основе. Третье – переоценка возможностей федеральной бюрократии, «московских знакомств» при недопонимании и недооценке роли региональных и муниципальных властей в процессе реализации инвестиционного проекта.

Излишняя бюрократизация работы административного аппарата и усложнение регионального законодательства нередко становятся чертами, сопутствующими приходу крупных и сильных инвесторов. На приток капиталовложений чиновники нередко отвечают усложнением процедур. На словах они могут раскрывать для инвестора объятия, а на деле руководствуются лишь собственными интересами, не всегда опираясь на закон. Последствием становится непредсказуемое удорожание проекта, а порой и отказ от него. Инвестору нужно своего рода доверенное лицо, чтобы разобраться в наборе вариантов реализации своего проекта. Возможность квалифицированной юридической поддержки проекта оказывается не только одной из его гарантий, но и нередко играет серьезную роль при принятии инвестором окончательного решения о начале проекта.

Иностранному инвестору важнее уметь выстраивать нормальные деловые отношения с властными органами регионального и местного уровней. Региональные власти могут снизить на 4% налог на прибыль – от исходного уровня в 24%, руководствуясь определенными критериями и условиями. Они же могут минимизировать для инвестора налоги на имущество и на землю. Кроме того, региональные администрации вправе выделять инвесторам субвенции на безвозвратной основе согласно закону соответствующего субъекта Федерации.

Привлекательность региона зависит не только от наличия профессионалов в администрации и налоговых льгот, но в первую очередь от развитости инфраструктуры, доступности источников энергии и способности региональных властей оказывать здесь реальную поддержку. Это означает помощь в бесперебойном снабжении электроэнергией и газом, оперативное содействие в оформлении договоров и т. д. Надо признать, что за последние годы опыт региональных властей растет. В таких регионах, как Московская область, Санкт-Петербург, Ульяновская, Ростовская области, региональные власти действительно оказывают существенную профессиональную поддержку инвесторам. Они понимают, что инвесторы обеспечивают новые рабочие места и платят местные налоги, помогают в создании инфраструктуры. Приток капиталовложений извне позволяет региональным администрациям надеяться на повышение инвестиционного рейтинга региона.

Более чем 15-летний опыт работы с инвестиционными проектами показывает, что от создания дочерних компаний в России до стадии реального производства проходит обычно 20–30 месяцев. Юридическая поддержка крайне важна на ряде этапов. Прежде всего, инвестор должен выстроить эффективную корпоративную структуру. В немалой степени она зависит от целей бизнеса, налогового законодательства и других факторов. К сожалению, российское законодательство пока не в полной мере учитывает международный опыт в налогообложении холдингов, несмотря на последние позитивные сдвиги в этом направлении.

Не менее важен выбор места, земельного участка для строительства производственных объектов. При этом особое значение приобретают такие вопросы: относится ли данный участок к сельскохозяйственным землям или землям промышленности, находится ли он в муниципальной или в частной собственности, является он застроенным или незастроенным. На этой стадии нередко приходится решать проблему перевода земель из одной категории в другую. Далее необходимо должным образом оформить все правоустанавливающие документы на землю – инвестор должен быть уверен в своих правах на участок. Только после этого можно начинать строительство.

Небрежность и поспешность на стадиях приобретения земли и оформления сделки может дорого обойтись. Случается так, что объект уже строится, а в адрес инвестора поступают претензии от предыдущего собственника участка или от прокуратуры, оспаривающей правомерность сделки с землей.

Даже после того, как производственный процесс запущен, инвестор не застрахован от возможных жалоб и претензий. Он должен быть готов и к повышению ввозных пошлин на сырье и оборудование, и к спорам с потребителями. Во всех подобных случаях, как показывает практика, имеются хорошие шансы защитить интересы инвестора правовыми средствами. И уж точно не следует полагаться на взяткоемкость бюрократических структур. Право становится более эффективным механизмом, позволяя инвестору сэкономить немалые средства.

Нормативная база для дальнейшего расширения притока капиталов из-за рубежа создана. Инвестиционная привлекательность России также не вызывает сомнений. Дело за малым – профессиональным администрированием притока инвестиций и качественной правовой поддержкой .