Картина мира: Прибыльное потепление

AP

Американские корпорации очень не любят государственный надзор и ограничения на их деятельность со стороны властей. В этом они мало отличаются от частного сектора других стран. Однако в отличие от их европейских конкурентов им неплохо удается избегать государственного вмешательства.

И все же требования, накладываемые на бизнес, часто становятся дополнительным источником прибыли. Например, Детройт вел длительную борьбу против воздушных подушек, доказывая их бесполезность и даже вред. Но позже новый уровень безопасности, достигнутый благодаря подушкам, помог продавать больше дорогостоящих высокоприбыльных моделей.

Табачные фирмы десятилетиями финансировали медицинские исследования, демонстрировавшие, что нет никаких научных оснований считать курение причиной таких заболеваний, как рак легких. В конце концов им все же пришлось признать сигареты вредными для здоровья. Однако они договорились с государством и выплачивают теперь определенную компенсацию. Поскольку власти позволили им взвинтить цены, то прибыли не страдают. Акции Altria Group (бывшей Philip Morris) не только отлично себя чувствуют, но по ним выплачиваются превосходные дивиденды.

Ровно такая же история и с глобальным потеплением и защитой окружающей среды. Европейский союз, например, издает законы, ограничивающие выброс веществ, создающих парниковый эффект. В США же автомобильные компании, давно тормозящие попытки снизить энергоемкость их автомобилей, а также химические, лесопромышленные и прочие производственные корпорации успешно лоббируют в Вашингтоне против принятия большинства «зеленых» поправок к законам.

Присуждение Альберту Гору Нобелевской премии мира вроде бы должно заставить власти США обратить внимание на проблему глобального потепления. И действительно, в начале октября, т. е. еще до того, как норвежский Нобелевский комитет объявил победителей, Джордж Буш неожиданно заговорил о проблемах окружающей среды на Генеральной Ассамблее ООН.

Неожиданно – потому что еще недавно он настаивал на том, что глобальное потепление наукой не доказано, игнорируя призывы своего ближайшего союзника Тони Блэра бороться с изменением климата.

Превращение Буша в защитника природы объясняется просто. Популярность «зеленых» товаров и «зеленого» бизнеса растет не только в изнеженной Европе, но и среди американских беби-бумеров. Сегодня часто можно видеть домохозяйку, закупающую в универмаге гору не очень необходимых пластиковых товаров, которая, перед тем как загрузить все во внедорожник, пакует их в принесенные с собой сумки, чтобы не использовать пластиковые пакеты. Это называется ответственным потреблением.

Хорошим примером стремления совместить непомерное потребление с чистотой совести является выпущенный в прошлом году внедорожник Ford Escape, работающий на комбинации бензинового двигателя и электрической батареи. Ford рекламирует его под лозунгом «Будь зеленей!» Есть еще желто-зеленый подсолнух, корпоративная эмблема BP. Может, уж лучше «Лукойл» с его жирно-черной нефтяной каплей? Во всяком случае, без ханжества.

Постепенно американские корпорации приходят к убеждению, что в зеленом мире можно не только жить, но и поживиться. И наоборот – что потакание большому бизнесу далеко не всегда идет ему на пользу. Например, в том же автомобильном бизнесе все три отечественных производителя несут убытки. Они оказались не готовы к спросу – они не способны конструировать и прибыльно продавать маленькие энергоемкие машинки.

Удивительно не то, что Детройт проигрывает японским или корейским конкурентам, а то, что он стал уступать европейским производителям. Даже с точки зрения технического прогресса, где Америка когда-то лидировала, европейцы сегодня вырвались вперед, причем в той области, где присутствует давление государства, – например, в деле разработки новых дизельных двигателей. Высокие налоги на бензин заставляют налегать на дизельное топливо.

Ну а в таких технологиях, как сверхскоростные поезда, которые ходят в Японии и Европе уже много десятилетий, США и вовсе аутсайдер. Несколько лет назад с большим шумом был запущен новый экспресс, курсирующий между Нью-Йорком и Бостоном. На поверку это оказался обычный экспресс, лишь внешне похожий на скоростную европейскую модель.

Кстати, в начале 2000-х гг. исследователи подсчитали, что если США снизит потребление энергии в расчете на доллар ВВП до уровня Западной Европы, то страна выполнит свои обязательства по Киотскому протоколу. Вашингтон Киото так и не подписал, и нужно заметить, что первым отказался его подписывать не Буш, а его предшественник Билл Клинтон, бывший босс нобелевского лауреата.

Все эти высокие технологии, конечно, очень хороши сами по себе, но к решению проблемы глобального потепления не имеют прямого отношения. Документальный фильм Гора «Неудобная правда» вызывает тревогу за судьбу планеты и за будущее человечества. Но его результатом скорее всего будет лишь то, что международный бизнес получит хорошую возможность продавать населению дорогостоящие, а следовательно, более прибыльные «зеленые» товары. У потребителя будет создаваться ощущение, что он вносит свою лепту в спасение земного шара. Не испытывая при этом никаких неудобств.