Кто придет на замену De Beers

«Алроса» договаривается с Tiffany о долгосрочном контракте на поставку алмазов

Больше 50 лет «Алроса» продавала алмазы южно-африканской De Beers. Но после вмешательства в торговые отношения двух компаний Еврокомиссии, требующей от De Beers прекратить закупки алмазов «Алросы» к 2009 г., российская компания занялась строительством собственной сбытовой политики. Этому способствует и недавняя отмена Россией экспортных пошлин на вывоз алмазов.

Цена вопроса. 3,005

МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ в 2006 г. группа «Алроса» продала продукции на $3,005 млрд. Из них на алмазы пришлось $2,86 млрд, еще $141,1 млн компания заработала на продаже бриллиантов. Структура продаж была такой: 55,9% продукции ушло на экспорт, 44,1% – на внутренний рынок. Большая часть экспорта в прошлом году приходилась на De Beers.

«Алроса» уже говорила, что большую часть алмазов будет продавать в Москве за рубли. Теперь президент «Алросы» Сергей Выборнов рассказал «Ведомостям», что его компания готовится к заключению долгосрочных контрактов с потребителями на срок 3–5 лет. Этот шаг Выборнов объясняет так: «Нам нужен понятный потребитель. «Алросе» предстоит переход на подземную добычу (после 2011 г.), поэтому я должен четко представлять экономику компании на уровне продаж». Капитальные затраты на подземную добычу он называет «существенными, больше $2 млрд».

Один из первых таких контрактов может быть заключен с ювелирным домом Tiffany & Co. «Алроса» уже начала поставки алмазов для Tiffany. «Я надеюсь, что до конца года подготовим контракт», – говорит Выборнов. Представитель Tiffany подтвердил, что его компания сейчас закупает алмазы у «Алросы»: «Это очень ценный поставщик для нас, и мы стремимся к установлению крепких, долгосрочных отношений». От других комментариев он отказался. Сотрудничество «Алросы» и Tiffany уникально. «У других ювелирных домов нет своих команд, которые бы занимались именно сырьем», – замечает Выборнов, добавляя, что в будущем долгосрочные контракты на поставку алмазов могут быть заключены и с другими ювелирными брендами. С кем еще ведутся переговоры о долгосрочных контактах, Выборнов пока не говорит. Какую долю в общей структуре сбыта займут длинные контракты, по его словам, пока не ясно.

Раньше представитель «Алросы» рассказывал «Ведомостям», что соглашения с постоянными клиентами в основном заключаются на год (с возможностью пролонгации) и занимают небольшую долю в продажах компании. На внутреннем рынке основными клиентами «Алросы» являются ограночное предприятие НПК «ЭПЛ Даймонд» и ДДК в Якутии, ЗАО «Руиз даймондс» в Москве и ПО «Кристалл» в Смоленске, на внешнем – по-прежнему De Beers, сообщается в отчете алмазодобывающей компании за II квартал 2007 г. Российские клиенты тоже были бы рады перейти на длинные контракты с «Алросой». «Руиз даймондс» уже ведет консультации на этот счет, рассказал генеральный директор ограночной компании Валерий Морозов. Со смоленским «Кристаллом», закупающим около 70% сырья у «Алросы», алмазодобывающая компания этот вопрос пока не обсуждала, утверждает представитель «Кристалла» Николай Журавлев. Но, по его словам, переход на долгосрочные контракты позволил бы более эффективно планировать промышленную и сбытовую стратегию компании.