Муж в степи нужней верблюда

Китайская «Свадьба Туи» подкупает скромностью. Всего тут в меру: этнографии и гуманизма, анекдота и драмы. Между прочим, и у нас ведь так умеют

Режиссер Ван Чуанань снял заторможенную трагикомедию из жизни Внутренней Монголии – китайской провинции, где промышленная экспансия губит и степь, и традиционный уклад жизни местных скотоводов. Но весь этот социальный контекст остается за кадром. А в кадре – пастушка Туя, у которой двое детей, муж-инвалид и надорванная спина. Чтобы выжить, Туя решает повторно выйти замуж, но с условием, чтобы новый муж содержал и немощного старого.

Если отвлечься от брачной истории, победившая в Берлине «Свадьба Туи» – прямая родня нашему «Свободному плаванию», которое прошло по обочине крупных фестивалей, мелькнув лишь в одной из параллельных программ Венеции. Ну да, этнографических красот у китайцев побольше, фактура посочнее, а сюжет экстравагантней. Но в сущности, что тут глушь, что там, только у нас дороги ломом ковыряют, а у них овец пасут.

Взгляд у режиссеров Ван Чуананя и Бориса Хлебникова удивительно похож. Оба умеют пропитать статичные кадры меланхоличным юмором. Чуть ли не самая смешная сценка «Свадьбы Туи» – стоящие друг напротив друга на пустой дороге грузовик и «Мерседес». В кузове грузовика конь, семья Туи и ее непутевый друг-сосед, набивший морду очередному жениху. Рядом с «Мерседесом» – жених, побитый и грустный.

Финал сюжетной интриги угадать легко, но это мелочь, не меняющая общей атмосферы неприкаянности, настолько же печальной, насколько комичной. Кстати, у Чуананя есть даже аналог бессмысленных хлебниковских дорожных работ – его герои упрямо роют колодец. Что, впрочем, выглядит куда оптимистичней.