Письма в редакцию


Испытание медными трубами

На статью «Глобалист: Школа смирения» (№ 197 от 18.10.2007, стр. A04)

У нас сейчас тоже идет большая дискуссия о переходе части «элиты» в состояние незаменимости. Психологически это легко объяснимо. Когда долгое время не можешь самостоятельно не то что что-то сказать, а даже подумать, поскольку идейное поле «задавлено» «проповедниками демократии и либерализма», то, перейдя в состояние способности мыслить и говорить, с большой вероятностью собой возгордишься, хотя бы потому, что что-то сделал сам. Не говоря уже о том, что «задавил» гордость тех. В принципе, через эту стадию когда-то проходит любой чего-то жаждущий добиться природный или социальный организм. И немногие нормально выходят из такого испытания медными трубами. Потому что для этого требуется одно «банальное» качество – щедрость, смысл которого примерно в следующем: берите, поскольку это поможет вам, а через вас и мне.

Естественно, не все можно раздать по такому правилу. По большей части только знания. Хотя иногда, при определенных условиях, и что-то материальное. Так было с нами в начале 90-х. Розданное должно порождать надежду и веру, а не подавлять. Тогда и только тогда его возьмут, а не начнут явно или неявно отказываться. Тогда вам будут благодарны. Тогда вы получите отдачу в виде любви, уважения и согласия. Не всем это дано. Почему? А вы представьте, что все так начнут себя вести. И все почти сразу начнут от всего отказываться.

Владимир Костюк, Красноярск

ЕС – не антипод США

На статью «Глобальные законодатели» (№ 194 от 15.10.2007, стр. А04)

Глубоко укоренившийся антиамериканизм порождает совершенно неадекватное восприятие ЕС как антипода США. Между тем соперник – далеко не всегда антипод, как правило, это просто другой хищник. Тридцать лет назад США уже списывали со счетов в пользу Японии и советского блока, но проигравшая вьетнамскую войну сверхдержава довольно быстро восстановила свои позиции и даже сейчас, при далеко не блестящей в интеллектуальном отношении политике, выглядит уж никак не хуже. Выдвинутое самим В. Иноземцевым положение о невозможности догоняющего развития в постиндустриальную эпоху не позволяет рассматривать Китай как серьезного соперника США в долгосрочной перспективе, а данные о большей экономической эффективности ЕС едва ли убедят даже самих европейцев, которые предпочитают упирать не на эффективность своей экономики, а на ее масштабы. Европа до такой степени любуется своими мускулами, что серьезные ученые считают экономический потенциал ЕС вместе со Швейцарией и Норвегией.

Между тем объединенная Европа будет ничем не лучше США, ибо в силу фундаментального несовершенства человеческой природы сочетание огромной экономической, политической и военной мощи делает любую страну (или конфедерацию) весьма неудобной для остальных. ЕС еще далеко не прошел путь к политической консолидации и практически лишен военной машины, но уже начинает страдать основными американскими болезнями. Это и культурный империализм, и ханжество во внешней политике, и подчинение внешней политики примитивным вкусам широкой публики, причем не только в Эстонии, но даже в Англии, у которой нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы. В чем они состоят сейчас? Более того, ЕС приближается к США и по готовности применять силу в международных отношениях, если ожидаемые потери пренебрежимо малы. Не Билл Клинтон, а именно лидеры миролюбивой Европы были инициаторами бомбардировок Югославии. Поддержка иракской авантюры рядом европейских союзников – отчасти плата за использование американской авиации и крылатых ракет. Предшественник Тони Блэра Клемент Эттли, тоже лейборист, во время корейской войны сумел убедить Гарри Трумэна не применять ядерное оружие. Как народ измельчал!

Россия сейчас в драматической геополитической ситуации, несмотря на укрепление позиций в мире. Интеграция с ЕС очень затруднена, и, главное, не ясны ее цели: готова ли Россия вступить в ЕС хотя бы в самом отдаленном будущем, готов ли ЕС ее принять? Не подает признаков жизни деголлевская идея Европы от Атлантики до Урала, а принцип Бернштейна «Конечная цель – ничто, движение – все» едва ли тут применим. Любое «единое экономическое пространство» без Украины будет убогим. Интеграция с Китаем – азартная игра с непредсказуемым результатом. Чем труднее ситуация, тем опаснее иллюзии.

Вячеслав Шупер, профессор, доктор географических наук, Институт географии РАН, Москва