Покупателям не хватило

Повысив цены на мобильники и удвоив за два года норму операционной прибыли до 13–14%, салоны сотовой связи стали теперь закупать больше товара
Е. Кузьмина

В III квартале в Россию официально ввезли 10,32 млн трубок – на 73% больше, чем кварталом ранее, сообщила Mobile Research Group (MRG). По сравнению с июлем – сентябрем 2006 г. рост составил 23%.

Nokia отчиталась. +85%

СОСТАВИЛ прирост чистой прибыли Nokia за III квартал по сравнению с тем же периодом 2006 г., достигнувшей 1,56 млрд евро ($2,2 млрд).

+69%

На столько выросла операционная прибыль компании, составив 1,86 млрд евро ($2,64 млрд). У подразделения, выпускающего мобильные телефоны, этот показатель вырос на 78% (1,39 млрд евро, или $1,97 млрд).

+28%

Таким был рост квартальной выручки Nokia, которая достигла 12,9 млрд евро ($18,3 млрд). Продажи мобильных трубок выросли на 3% до 6,13 млрд евро ($8,7 млрд).

В прошлом году поставки, наоборот, снижались – по оценке MRG, в страну ввезли 31,3 млн аппаратов вместо 33,2 млн годом ранее. Цифры IDC, которая отслеживает розничные продажи, подтверждают ту же тенденцию – в 2005 г. было продано 31,9 млн телефонов, а в прошлом – только 29,3 млн. Но в этом году из-за неожиданного всплеска поставок рынок не сократится – он составит 31 млн трубок, ожидает MRG. Уменьшится разве что серый ввоз: в прошлом году продавцы телефонов оценивали нелегальные поставки в 10–20% рынка (в штуках), а сейчас, по оценке MRG, это всего 3,1%.

Директор отдела телекоммуникаций российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов подтвердил: в III квартале его компания ввезла в Россию больше телефонов, чем и квартал, и год назад. Одна из причин возросшего спроса – популярность новинок Samsung, предполагает он, но признает: заказы выросли на все модели. Получить комментарии в Nokia, на чью долю в III квартале пришлось, по оценке MRG, 38,8% российских продаж, вчера не удалось.

Крупнейший по обороту розничный продавец телефонов – «Евросеть» в начале 2007 г. ожидала, что за год россияне приобретут 28 млн трубок, а теперь повысила прогноз до 31,5 млн, рассказывает ее пресс-секретарь Очир Манджиков. Но продажи, по предварительным оценкам «Евросети», были ниже объема поставок. По данным «Связного», в III квартале в Россию ввезено 10–10,5 млн трубок – в 1,5 раза больше, чем кварталом ранее, но продано лишь около 9 млн. Разницу PR-директор «Цифрограда» Татьяна Москалева объясняет стремлением ритейлеров пополнить складские запасы и расширить ассортимент салонов.

Аналитик MRG Эльдар Муртазин считает, что значительная часть прироста заказов пришлась на компании, торгующие мелкооптовыми партиями телефонов. Они выполняли заказы мелких ритейлеров, чей бизнес идет в гору: фирмы поднимают цены вслед за крупными сетями, а затраты у них невелики, объясняет Муртазин. С конца 2005 г. крупные розничные сети отказались от закупки серого товара, напоминает он, и рыночный уровень цен повысился вместе с нормой операционной прибыли сетей – она выросла за два года с 6–7% до 13–14%. Представители двух крупных сетей подтвердили: их маржа растет.

Предпосылок для роста продаж трубок в России нет, уверен Муртазин. В конце сентября, по данным ACM-Consulting, количество активных sim-карт составляло 113,9% от населения России. По оценке MRG, 89% покупателей приобретают трубки на замену прежним. Тем не менее «Связной», говорит его пресс-секретарь Елена Ноготкова, продал в июле – сентябре на 27% больше трубок, чем во II квартале, и на 12% больше, чем в III квартале 2006 г.