Сильно, сердито, неуютно

Лауреатом «Букера» и обладательницей чека на 50 000 фунтов стала ирландская писательница Энн Энрайт с семейной сагой The Gathering («Сбор семьи»)

Путь к «Букеру». Энн Энрайт

писатель. Родилась в 1962 г. в Дублине, живет с семьей в его пригороде. Изучала философию в дублинском Тринити-колледже, работала продюсером в общенациональной ирландской телекомпании. В 1993 г. стала профессиональным литератором. Автор пяти романов.

Глава букеровского жюри Ховард Дэвис назвал победивший роман «сильной, неуютной, временами сердитой» книгой, написанной «жестким и разящим» языком.

Большая ирландская семья собирается не на пикник – на похороны. Брат главной героини Вероники, алкоголик Лайем, покончил с собой – зашел в море с карманами, набитыми камнями. Его гибель становится для сестры толчком к путешествию по закоулкам истории трех поколений их семьи, пребывающей в состоянии распада. Чтение это не из легких. Но критика отнеслась к роману благосклонно, восхищаясь языком, наблюдательностью и блеском интеллекта автора. Судя по единственному переведенному на русский роману Энрайт «Парик моего отца», она и правда прозаик самого высокого класса.

Самое замечательное во всем этом – что букеровский комитет, как недавно и нобелевский, предпочел просто качественную прозу и впервые за последние годы наградил автора, не касающегося проблем терроризма, постколониализма, феминизма и гомосексуализма. Возможно, выбор обоих жюри свидетельствует о серьезном сдвиге в гуманитарном сообществе по направлению к литературе, не развернутой в политическую и социальную злободневность.

Конечно, в выборе Энрайт можно разглядеть поощрительный жест британцев по отношению к Ирландии, но в таком случае если перед нами и политкорректность, то утонченная и не такая лобовая, как, скажем, в случае с постколониальной прозой прошлогодней букериатки Киран Десаи.

Роман Энрайт напоминает, что исследование внутренней жизни человека объясняет устройство мира не хуже беллетризированной публицистики. Прекрасно, что «Букер» привлек к этой прописной истине общественное внимание. И, кстати, указал еще на одну тенденцию литературного мира – в нем все больше авторов-женщин.